Мюд Мариевич Мечев – народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина, заслуженный деятель искусств Карельской АССР. Мюд Мечев награжден правительством Финляндии большой серебряной медалью Элиаса Леннрота. Он также является почетным членом Общества «Калевала» (Финляндия). Работы художника находятся в крупнейших музейных и частных собраниях в России и за рубежом.

Мюд Мариевич Мечев – участник десятков российских и международных выставок; автор 50 персональных выставок в России, Финляндии, Чехии, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии, Новой Зеландии и других странах. За высокие достижения в изобразительном искусстве Его святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил художника серебряной медалью Понтификата «За гуманизм и достижения в искусстве».

Мюд Мечев принадлежит к яркой и на редкость талантливой когорте наших графиков, начавших свою творческую жизнь в трудное послевоенное время.

Мюд Мариевич Мечев родился в Москве 31 августа 1929 года в семье художника Константина Пантелеева-Киреева и учительницы Марии Мечевой. Свое необычное имя он получил в честь популярного в 20-е годы праздника – Международного Юношеского Дня, а отчество и фамилию – по маме, в честь эмансипации женщин.

Искусству Мюд начал учиться дома – у ученика В.Поленова Ивана Захарова (учившего еще отца Мюда), у Андрея Елисеевнина, ученика Альбера Бенуа и Владимира Фаворского. А художника Павла Корина  и по сей день считает своим учителем.

В 1946 году Мюд Мечев стал студентом Московского Высшего художественно-промышленного училища (ныне МГХПА им.С.Г.Строганова), где обрел прекрасных учителей: Николая Пашкова, когда-то учившего Корина в иконописной палате Московского Кремля и Павла Кузнецова, блестящего живописца. Но институтская обстановка конца 1940-х гг., вся атмосфера, царившая тогда в искусстве были настолько невыносимыми, что Мечев уходит из училища с третьего курса, а вскоре и вообще расстается с мыслью об окончании профессиональной школы, художник находит себе иную школу, определившую всю его последующую творческую жизнь. Этой школой, подлинной творческой родиной стала для него Карелия: ее природа, ее люди, ее эпос – знаменитая «Калевала», над иллюстрациями к которой Мечев начал работать еще в 1948 г.

«Я здесь стал художником, таким настоящим художником, практиком. Как есть врач, который учился в учебном заведении, а потом он стал исцелять людей, и вот он становится врачом, когда у него получается. Так впервые я получил большой и интересный заказ, иллюстрации к "Калевале", в Карелии. Я делал их 7 лет, за эти семь лет я стал профессиональным художником» - писал художник о своем становлении в творчестве.
Отправившись в 1951 г. в Карелию собирать материал для «Калевалы», он нашел в Петрозаводске близких ему учителей – художников Суло Юнтунена и Лео Ланкинена, финнов по национальности. Здесь он обрел своего духовного отца – «учителя жизни» - отца Александра Ермолаева, настоятеля церкви в поселке Соломенное близ Петрозаводска.

Сегодня и в Карелии, и в Финляндии, Мечева считают своим национальным художником: его персональные выставки проходят в Хельсинки чуть ли не каждый год. По словам Ольги Хлопиной, жены художника: «Почти всю свою очень долгую творческую жизнь Мюд жил по законам, которые он сам себе сформулировал ещё будучи совсем юным художником, в годы работы над иллюстрациями к «Калевале», в 50-х годах ХХ века. Он вставал очень рано, около 5 часов утра, делал «сильную» зарядку по системе Мюллера, обливался холодной водой, очень скромно завтракал и – уже в 6 часов садился за мольберт. Работал он всегда только до обеда. И так, всю жизнь».

Мюда Мечева по праву можно назвать Мастером современного графического искусства. М.М.Мечев получил известность в 1950-х годах как автор лучших акварелей и гравюр к народному карело-финскому эпосу «Калевала». Достигнутые Мечевым в гравюрах к карело-финскому эпосу «Калевала» монументальное звучание образного строя и строгая простота графического решения, воплощенного в форме книги, нашли свое естественное продолжение в начатой работе над русским эпическим преданием – «Повестью временных лет», над иллюстрациями к которой он работал около 15 лет.
Работа началась в 1970-е гг., а завершилась в 1990-е. Книга «Повесть временных лет» с иллюстрациями Мюда Мечева вышла в 1991 году в Петрозаводске.

А совсем недавно  в 2008 г. в петрозаводском  издательстве «Острова» вышло подарочное издание «Евангелия» с иллюстрациями художника, над  которыми он работал около двадцати лет. Здесь Мечеву удалось то, что удается далеко не каждому художнику, искренне и благоговейно прикасающемуся к великой теме – событиям земной жизни Иисуса Христа. Более того, ему удалось то, что не всегда удается и богословам: представить Иисуса в полной мере Богом и в полной мере Человеком. Показать всю конкретность однажды совершившихся событий в их  исторической, национальной, этнографической достоверности.

Издание этой книги –художник считает главным в своей жизни – итог многолетнего труда, включает Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и 264 графические иллюстрации. Всего в Евангельском цикле произведений мастера более семисот работ. Российская академия художеств отметила иллюстрации Мюда Мечева своей высшей наградой – золотой медалью. По итогам 2008 годакнига «Евангелие»  с иллюстрациями Мюда Мечева стала победителем республиканского конкурса «Книга года».

Каждый народ, к литературе которого обращался художник, становился ему родным и понятным. Начав работу над иллюстрациями, Мечев уходил в тему с головой, не оставляя ее десятилетиями, возвращался к ней снова и снова.Книга становилась частью его жизни; художник обретал сходство со  своими героями, жил их чувствами, смотрел на мир их глазами, что вообще свойственно русской школе иллюстрации, русским художникам книги.

В коллекции ТХМ хранятся 65 гравюр М. Мечева к «Повести временных лет», каждая  из которых, иллюстрируя событие «Повести», в то же время является отдельным произведением искусства. Гравюры Мюда Мечева к «Повести временных лет», были переданы  в дар  музею Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства «Росизопропаганда» в феврале 1991г.

Для Мюда Мечева очень важна была для работы над иллюстрациями его постоянная работа с натуры. Но натурные работы Мечева носили характер на просто «штудий», упражнений, необходимых художнику для поддержания профессиональной формы, но важнейшим, единственно верным средством художественного постижения мира.

Многочисленные поездки художника по России, путешествия по Финляндии, Италии, Франции, другим европейским странам нашли свое отражение в великолепных живописных и графических работах художника. Его работы можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Кремлевском Дворце, Российском Фонде Культуры, в многочисленных музеях России и других стран.

На выставке «Охота к перемене мест» представлены работы, создававшиеся Мюдом Мечевым на протяжении многих лет во время путешествий по разным странам и городам – это в первую очередь впечатления от любимых мест художника в Москве и Петербурге, Франции и Италии, Бельгии и Финляндии, Чехии и Австрии.

По словам жены М.Мечева Ольги Хлопиной художник работал во время путешествий следующим образом: «Как правило, созданию картины, предшествует быстрый эскиз, иногда более тщательно сделанный этюд, почти всегда очень небольшого размера (в блокнотный лист). Потом, позже в мастерской возникает итоговая работа. Так были написаны, в частности, картины «Семья. У стен Новоспасского монастыря»,  «Зелёные купы Новоспасского монастыря», «Ограда Александровского Сада», «Хранители Вечного Города», «В Архангельском»,  «Мистика Венеции», «Ранний вечер у Нотр-Дам», «На вилле Адриана».

Но иногда – реже – работа рождается сразу, «на глазах», в том месте, которое чем-то поразило, зацепило воображение и душу».

Обостренным чувством прекрасного покоряют станковые произведения художника, составляющие неотъемлемую часть его творчества. Мы неспешно проходим с художником по заснеженным московским бульварам, оказываемся у монастырей и храмов, открываем для себя новые состояния, новые ракурсы в знакомых очертаниях. Прогуливаясь по сумеречным набережным туманного или заснеженного  Петербурга, восхищаемся архитектурными шедеврами северной столицы.

Петербург для М.Мечева - это любовь и восторг на всю жизнь, с его первого посещения в 20 лет, когда произошло непосредственное соприкосновение с европейской культурой, с пространством величественного города, как сложившимся архитектурным ансамблем, гармоничным и вневременным. А знакомство с тогда еще разоренными пригородами Петербурга, навсегда остались для него  дорогими, много раз запечатленными в разных видах воспоминаниями.

В пейзажах Петербурга Мечев акцентирует внимание на рукотворности города. Изгибы мостиков, каменная кладка набережных, кружево решеток, узорочье барочных наличников – все эти элементы городской средыстановятся для художника отдельными, художественными предметами любования.

Москва – город глубоких переживаний детства Мюда Мечева, его первых художественных впечатлений, учёбы и замечательных учителей.

Также любима художником средневековая русская архитектура, чаще всего московская и подмосковная – живая, ассиметричная, горящая огнем куполов, она тоже часть природы.

Создавая точный «портрет» храмовой постройки, Мечев тем не мене не стремился к ее документальному отображению. Он смело фрагментирует образ, укрупняя его масштаб и максимально приближая к зрителю; так выявляется сама суть древнерусского зодчества – его величественно-монументальный характер.

Пейзажи, сделанные темперой, гуашью, смешанной техникой, реже – маслом, в последние годы часто пастелью, составляют важнейшую сторону всего творчества Мечева. В 1980 – 90-е гг. расширилась «география его странствий». Наряду с северными мотивами – Карелией и Финляндией – вниманием и душой художника завладели Италия, Франция, Англия и другие европейские страны.

В Италии Мюд Мечев работал очень много. Впервые попав туда в 1964 году, он объехал тогда почти всю Италию и влюбился в неё на всю жизнь - «Я понял, увидев всё то, что создали великие мастера, что ничего не надо бояться в жизни!» Этому правилу он следует и по сей день. Из той поездки он привёз более 40 работ.  На выставке «Охота к перемене мест» можно увидеть две из них: одна -  «В Венеции выпал снег!». Эта работа сохранилась просто чудом, потому что была положена в папку со старыми гравюрами, которую художник с женой нашли два года назад в своем доме в Карелии.  Вторая – «Август». Эта работа очень известна, она экспонировалась на всех больших выставках Мюда и в России, и за рубежом. В Италии Мюд бывал много раз - и в Риме, и во Флоренции, и в Венеции, и в дивных городах Тосканы, и на юге страны.Определённое представлениео произведениях, написанных быстро, «набело» могут дать работы «Фонтан Тритон» и «Фонтан на Пьяцца Колонна».

Героями итальянских пейзажей часто становятся детали архитектурно-скульптурного убранства городов. Подчеркивая эстетическую составляющую повседневного окружения человека, автор даже знаменитые итальянские пинии уподобляет рукотворным архитектурным элементам.

Несколько особняком стоят виды Венеции, в которых отражены не столько архитектура и ее фрагменты, сколько окружающая и отражающая их водная среда определяет образ и атмосферу города с его каналами и гондолами.

Переливается светом мокрая от дождя площадь Сан-Марко, золотятся на фоне черного ненастного неба стены собора святого Марка, пропитанные вечной влагой Венеции…

У художника в работах, посвященных Венеции, появилось больше мягкости, живописной свободы, «импрессионизма» и непосредственности впечатления.

Если Италия была страной, куда Мюд Мечев попал достаточно молодым художником, то в Париж он первый раз приехал только в 1998 году и был очарован им навсегда. Сразу после той первой поездки им был создан цикл «Мой Париж». Париж стал таким же постоянным притяжением для художника, как и города Италии. Он бывал в Париже много раз и каждый раз заново писал этот волшебный город: и в солнечные дни, и в дождливые, в разное время года, и в разное время суток. Одна из работ Парижского цикла, представленная на этой выставке - «Ночь. Париж.  Нотр-Дам», была экспонирована на юбилейной большой персональной выставке художника в залах Российской Академии Художеств и была удостоена очень высокой оценки со стороны художественных критиков. Фасад собора Парижской богоматери, едва читающийся сквозь вечернюю серо-коричневую мглу, струится таинственным светом, чаруя узорочьем готики.

Растворяющиеся в серо-сизой дымке панорамы Парижа, его набережные, мосты, гладь Сены с отражающимися в ней огнями фонарей – все это какая-то по-особому целостная  среда, в которой Нотр-Дам, изображенный художником множество раз, предстает скорее не как результат человеческого труда, а как природное явление. Это «оживотворение» архитектуры природой, пожалуй, распространяется на художественное осмысление и других уголков Франции.

Тема красоты мира во всем ее многообразии, гармонии природы и человека легла в основу и многих станковых циклов художника, посвященным старинным городам Европы – Хельсинки, Прага, Лондон, Брюгге, Вена.Изменился характер техники Мечева – из нее почти ушла суховатая графичность. Из туманной мглы проступают башни лондонского Вестминстера, словно бы «уплотнившиеся» из того же голубовато-серого тумана – призрачные, ускользающие, такие же бесплотные, как и их отражения в Темзе в работе «Прогулка по Лондону».

Путешествия по Европе нашли своё отражение во многих циклах и сериях его работ. Здесь Бельгия («Брюгге.Силуэты деревьев»), причём это не знаменитые каналы Брюгге послужили объектом восхищения Мюда и всегда привлекавшие художников своей декоративной красотой, а мрачноватый мартовский вечер  средневекового города, где на фоне вечернего неба видны силуэты корявых стволов деревьев с торчащими во все стороны тонкими ветками. И любимая художником Прага, где также не яркие крыши, и не знакомый всем силуэт Градчан вдохновили художника, а  узкая улочка, примыкающая к Карлову Мосту, по которой художник много раз выходил из отеля в город. Единственная поездка в Лондон оставила свой след в более десятке работ, очень «тёрнеровских» по состоянию, и очень «мечевских» по воплощению. На выставке представлена только одна из них «Прогулка по Лондону»– знаковый лондонский мост с силуэтом Парламента.

Большой цикл «венских» работ Мечева находится в собрании Института Русского реалистического искусства, но на выставке можно увидеть ослепительный зимний  венский день, отражающийся в огромных окнах Верхнего Бельведера(чтобы написать эту вещь, Мюдом было сделано более 5 этюдов) – «Вена. Бельведер. Снежный день».

Также стоит отметить, что вошедшая в экспозицию выставки «Охота к перемене мест» работа «Хельсинки. Начало белых ночей» на международной выставке акварели в Пекине в 2007 году была удостоена Золотой медали.Акварель была написана с натуры, на одном дыхании, в прекрасную майскую ночь в столь любимом и родном для Мюда  городе в Финляндии.

Почти во всех работах Мечева – и парижских, и итальянских, и финских, и русских пейзажах – особенно последних лет сквозит тоска по чему-то недостижимому, какая-то потаенная ностальгическая грусть по тем местам, где когда-то бывал художник и по тем, где он еще никогда не был…

Материал подготовила
замдиректора по научной работе ТХМ,
искусствовед
Лариса Москвитина
М. Мечев. Хельсинки.Начало белых ночей М. Мечев. Снег в Венеции М. Мечев. Вилла Адриана М. Мечев. Ночь. Париж.Нотр-Дам М. Мечев. Образ театра М. Мечев. Метель на Дворцовой площади М. Мечев. Ноябрьский вечер в Петербурге. Банковский мостик М. Мечев. На Большом Канале М. Мечев. Прогулка по Лондону М. Мечев. Рим. Поздний вечер на Палатине М. Мечев. Метель в Петербурге

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7