Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…
«Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу.
Санкт-Петербург изначально создавался Петром I, человеком с колоссальным источником креативной мысли, - как великий город. 16 мая 1703 г. – дата основания новой столицы Российской империи, города Санкт-Петербурга. Его строили лучшие архитекторы, в лучших традициях архитектурной мысли того времени. В течение 30 лет для Петра трудился зодчий из Швейцарии - Доменико Трезини. Он воплотил Петропавловскую крепость и здание Двенадцати коллегий. Сам царь внимательно следил за ходом работ и во многих принимал непосредственное участие.
Санкт-Петербург — один из немногих городов, образовавшийся не естественным образом, а построенный по повелению Петра. Задумываясь о его постройке, император планировал сделать город носителем русской культуры нового типа. Для самого царя основание города означало поворот России в сторону Европы.
Замыслив основание города Санкт-Петербурга, Петр намеревался создать мегаполис, не уступающий европейским столицам. Для воплощения своей задумки царь щедро расходовал средства — на архитекторов из Европы, произведения искусства и народное образование.
Санкт-Петербург был уникальным городом. В отличие от большинства городов мира, он возник за короткий период, практически на пустом месте, по одной лишь воле царя. Петровская любовь к геометрии пронизывает Северную столицу — все в Петербурге прямолинейно и четко. Особой гордостью Петра была Невская перспектива, ныне называемая Невским проспектом.
Строительство Санкт-Петербурга является, пожалуй, одним из главных достижений Петра Первого. Несмотря на европейский облик, своим появлением город на Неве обязан чисто русским качествам: крепкой государственной воле, предприимчивости и беспримерной самоотверженности. 20 октября 1714 года император Петр Первый запретил строительство каменных зданий в России везде, кроме Санкт-Петербурга. Таким образом, государству удалось собрать необходимые ресурсы для возведения Северной Пальмиры.
С первых дней существования Петербурга его рисовали. Город запечатлен утром и вечером, ночью и днем. Его прославленные архитектурные ансамбли и окраины - все попадало в поле зрения живописцев и графиков. Многих художников вдохновляли виды Санкт-Петербурга, большое количество произведений создано практически во всех жанрах изобразительного искусства.
Время меняло облик города. Каждая эпоха вносила нечто свое, новое. Менялся и изобразительный язык художников. Но все они, каждый по-своему, стремились запечатлеть на холсте и бумаге нечто особо важное, типичное для своего времени. И так сложилась удивительная, единственная, в своем роде изобразительная летопись жизни города - одного из красивейших в мире.
Жизнь и облик Петербурга-Ленинграда менялись вместе со страной. Изменчивым было и отношение художников к городу: от светлой влюблённости первой трети XIX века, через охлаждение, неприятие к глубокому сочувствию и любви, отмеченной трагизмом, от растерянности перед лицом потрясений революционных лет до гордости и восхищения середины ХХ века.
1960-1970-е годы стали временем расцвета жанра ленинградского городского пейзажа. Впервые в истории над воплощением живописного образа города одновременно работал большой коллектив воспитанников ленинградской школы живописи – представителей разных поколений, приверженных разным стилистическим традициям, прошедших школу разных учителей, зачастую с ярко выраженной индивидуальной манерой, со своими излюбленными сюжетами и мотивами. Эта сложившаяся разноликая художническая среда со своими лидерами, с общим выставочным пространством, с непременным творческим соперничеством и даже столкновением ярких индивидуальностей – явление уникальное для жанра городского пейзажа, говорящее о неисчерпаемости этой темы для нашего искусства, для каждого нового поколения художников города на Неве, открывающего в своих произведениях город заново, отражающего его вечный и меняющийся облик в новом времени.
Над образом современного Ленинграда в 70-80-е гг. ХХ века продолжали работать художники, проявившие интерес к теме ленинградского городского пейзажа и для которых эта тема стала ведущей в творчестве. В фонде Тольяттинского художественного музея представлены произведения художников, которые считали своим долгом отобразить облик Санкт-Петербурга –Ленинграда в своих произведениях. Художники Михаил Канеев «Ленинград. Дворцовая площадь» 1980 г., Валерий Изумрудов «Исаакиевская площадь» 1981 г., Валентина Диффинэ-Кристи «Санкт-Петербург. Мост со львами», Игорь Фадин «Белая ночь» 1980 г. и другие в 1970-80 – е годы запечатлели в своих произведениях образ современного Ленинграда, каждый по-своему, но определенно с большой любовью к этому прекрасному городу.
Многие художники, чтобы запечатлеть виды Санкт-Петербурга, обращались не только к живописи, но и к графическим жанрам — рисунку, гравюре, литографии, офорту и другим.
Именно в графике запечатлели образы Петербурга – Ленинграда такие художники как – Татьяна Ковригина «Вид на Неву», Виталий Петров - серия «Ленинградские пейзажи», Олег Почтенный «Арка Главного штаба», Владимир Сабаев «Вид на Никольский собор. Санкт-Петербург», Владимир Сердюков – серия «Ленинград» и др.
Владимир Сердюков сумел создать в своих произведениях неповторимый лиричный образ Петербурга и передать собственное, глубоко индивидуальное понимание и восприятие города. Работы художника наполнены восхищением и преклонением перед величественной, монументальной красотой петербургской архитектуры.
Значительная часть листов Олега Почтенного посвящена Ленинграду, который он знал, бесконечно любил и несчетное число раз рисовал, писал и изображал в гравюре. Как правило, эти пейзажи Ленинграда – черно-белые. Но в ряде случаев, когда художник хотел особо подчеркнуть праздничный характер изображаемого, он вводил туда цвет. Ленинград в его работах разный – и торжественный, и будничный, Ленинград великолепных ансамблей и современных новых окраин. Но всегда он строг, гармоничен и прекрасен.
Всем своим многолетним развитием ленинградский городской пейзаж убеждает в важности творческого взаимодействия художников разных поколений, обращения к опыту, традициям и наследию прошлого, связи новаторства и преемственности, тщетность попыток схематизировать его живую историю.
Материал подготовили заместитель директора по научной работе, искусствовед – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.