Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Александр Пушкин
«Медный всадник»

«Люблю тебя, Петра творенье» — известная строка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», которую часто цитируют, чтобы выразить свое отношение к Петербургу.

 Санкт-Петербург изначально создавался Петром I, человеком с колоссальным источником креативной мысли, - как великий город. 16 мая 1703 г. – дата основания новой столицы Российской империи, города Санкт-Петербурга.  Его строили лучшие архитекторы, в лучших традициях архитектурной мысли того времени. В течение 30 лет для Петра трудился зодчий из Швейцарии - Доменико Трезини. Он воплотил Петропавловскую крепость и здание Двенадцати коллегий. Сам царь внимательно следил за ходом работ и во многих принимал непосредственное участие.

Санкт-Петербург — один из немногих городов, образовавшийся не естественным образом, а построенный по повелению Петра. Задумываясь о его постройке, император планировал сделать город носителем русской культуры нового типа. Для самого царя основание города означало поворот России в сторону Европы. 

Замыслив основание города Санкт-Петербурга, Петр намеревался создать мегаполис, не уступающий европейским столицам. Для воплощения своей задумки царь щедро расходовал средства — на архитекторов из Европы, произведения искусства и народное образование.

Санкт-Петербург был уникальным городом. В отличие от большинства городов мира, он возник за короткий период, практически на пустом месте, по одной лишь воле царя. Петровская любовь к геометрии пронизывает Северную столицу — все в Петербурге прямолинейно и четко. Особой гордостью Петра была Невская перспектива, ныне называемая Невским проспектом.

Строительство Санкт-Петербурга является, пожалуй, одним из главных достижений Петра Первого. Несмотря на европейский облик, своим появлением город на Неве обязан чисто русским качествам: крепкой государственной воле, предприимчивости и беспримерной самоотверженности. 20 октября 1714 года император Петр Первый запретил строительство каменных зданий в России везде, кроме Санкт-Петербурга. Таким образом, государству удалось собрать необходимые ресурсы для возведения Северной Пальмиры.

С первых дней существования Петербурга его рисовали. Город запечатлен утром и вечером, ночью и днем. Его прославленные архитектурные ансамбли и окраины - все попадало в поле зрения живописцев и графиков. Многих художников вдохновляли виды Санкт-Петербурга, большое количество произведений создано практически во всех жанрах изобразительного искусства.

Время меняло облик города. Каждая эпоха вносила нечто свое, новое. Менялся и изобразительный язык художников. Но все они, каждый по-своему, стремились запечатлеть на холсте и бумаге нечто особо важное, типичное для своего времени. И так сложилась удивительная, единственная, в своем роде изобразительная летопись жизни города - одного из красивейших в мире.

Жизнь и облик Петербурга-Ленинграда менялись вместе со страной. Изменчивым было и отношение художников к городу: от светлой влюблённости первой трети XIX века, через охлаждение, неприятие к глубокому сочувствию и любви, отмеченной трагизмом, от растерянности перед лицом потрясений революционных лет до гордости и восхищения середины ХХ века.

1960-1970-е годы стали временем расцвета жанра ленинградского городского пейзажа. Впервые в истории над воплощением живописного образа города одновременно работал большой коллектив воспитанников ленинградской школы живописи – представителей разных поколений, приверженных разным стилистическим традициям, прошедших школу разных учителей, зачастую с ярко выраженной индивидуальной манерой, со своими излюбленными сюжетами и мотивами. Эта сложившаяся разноликая художническая среда со своими лидерами, с общим выставочным пространством, с непременным творческим соперничеством и даже столкновением ярких индивидуальностей – явление уникальное для жанра городского пейзажа, говорящее о неисчерпаемости этой темы для нашего искусства, для каждого нового поколения художников города на Неве, открывающего в своих произведениях город заново, отражающего его вечный и меняющийся облик в новом времени.

Над образом современного Ленинграда в 70-80-е гг.  ХХ века продолжали работать художники, проявившие интерес к теме ленинградского городского пейзажа  и для которых эта тема стала ведущей в творчестве. В фонде Тольяттинского художественного музея представлены произведения художников, которые считали своим долгом отобразить облик Санкт-Петербурга –Ленинграда в своих произведениях. Художники Михаил Канеев «Ленинград. Дворцовая площадь» 1980 г., Валерий Изумрудов «Исаакиевская площадь» 1981 г., Валентина Диффинэ-Кристи «Санкт-Петербург. Мост со львами», Игорь Фадин «Белая ночь» 1980 г. и другие в 1970-80 – е годы запечатлели в своих произведениях образ современного Ленинграда, каждый по-своему, но определенно с большой любовью к этому прекрасному городу.

Многие художники, чтобы запечатлеть виды Санкт-Петербурга, обращались не только к живописи, но и  к графическим жанрам — рисунку, гравюре, литографии, офорту и другим.

Именно в графике запечатлели образы Петербурга – Ленинграда такие художники как – Татьяна Ковригина «Вид на Неву», Виталий Петров - серия «Ленинградские пейзажи», Олег Почтенный «Арка Главного штаба», Владимир Сабаев «Вид на Никольский собор. Санкт-Петербург», Владимир Сердюков – серия «Ленинград» и др.

Владимир Сердюков сумел создать в своих произведениях неповторимый лиричный образ Петербурга и передать собственное, глубоко индивидуальное понимание и восприятие города. Работы художника наполнены восхищением и преклонением перед величественной, монументальной красотой петербургской архитектуры.

 Значительная часть листов Олега Почтенного посвящена Ленинграду, который он знал, бесконечно любил и несчетное число раз рисовал, писал и изображал в гравюре. Как правило, эти пейзажи Ленинграда – черно-белые. Но в ряде случаев, когда художник хотел особо подчеркнуть праздничный характер изображаемого, он вводил туда цвет. Ленинград в его работах разный – и торжественный, и будничный, Ленинград великолепных ансамблей и современных новых окраин. Но всегда он строг, гармоничен и прекрасен.

Всем своим многолетним развитием ленинградский городской пейзаж убеждает в важности творческого взаимодействия художников разных поколений, обращения к опыту, традициям и наследию прошлого, связи новаторства и преемственности, тщетность попыток схематизировать его живую историю.

Материал подготовили заместитель директора по научной работе, искусствовед – Л.И. Москвитина, старший научный сотрудник-ответственный хранитель – Н.С. Погорелова.

  • Чирикова Т.Г. В летнем саду. Вт.половина 20 в. Бумага, карандаш. 36,4х24,5. Г-2464, КП-7602_1
  • Фадин И.В. Белая ночь. 1977-1980. Холст, масло. 120х120. Ж-79, КП-83_1
  • Соловьева Т.В. Окно на Неву. Вт. половина 20 в. Бумага, офорт. 64х49,5. Г-43, КП-135_1
  • Сердюков В.И. Над Невой. Серия Ленинград. 1981. Картон, цвет.ксилография. 14,6х19,6. Г-710, КП-1064_1
  • Сердюков В.И. После дождя. Серия Ленинград. 1977. Картон, цветн.ксилография.16,2х17,5. Г-708, КП-1062_1
  • Сердюков В.И. Октябрьское утро. Серия Ленинград. 1982. Бумага, цвет.ксилография. 16,7х29,7. Г-711, КП-1065_1
  • Сердюков В.И. Мосты. Серия Ленинград. 1980. Картон, цвет.ксилография.12,5х17,2. Г-709, КП-1063_1
  • Сабаев В.Н. Ленинград. 1990. Бумага, акварель. 41х56. Г-4488, КП-8496_1
  • Сабаев В.Н. Вид на Никольский собор. Санкт-Петербург. 1994. Бумага, акварель. 40х58. Г-340, КП-8017_1
  • Почтенный О.А. У Петропавловской крепости. Серия Ленинград. 1985. Бумага, цвет.печать. 48х69. Г-694, КП-1048_1
  • Почтенный О.А. У Калинкина моста. Серия Ленинград. 1985. Бумага, цвет.линогравюра. 45х68. Г-696, КП-1050_1
  • Почтенный О.А. Нева из окна Эрмитажа. Серия Ленинград. 1984. Бумага, цвет. линогравюра. 52х71. Г-698, КП-1052_1
  • Почтенный О.А. Музей революции. Серия Город революции. 1987. Бумага, цвет.линогравюра. 35,7х48,7. Г-702, КП-1056_1
  • Почтенный О.А. Зимний вечер на Мойке. Серия Ленинград. 1985. Бумага, цвет.линогравюра. 50х62,5. Г-697, КП-1051_1
  • Почтенный О.А. Арка Главного штаба. Серия Город революции. 1987. Бумага, цвет.линогравюра. 39,8х48. Г-699, КП-1053_1
  • Почтенный О.А. Аврора. Серия Город революции.1987. Бумага, цвет.линогравюра. 38х50,3. Г-700, КП-1054_1
  • Почтенный О.А. У броневика. Серия Город революции. 1987. Бумага, цвет.линогравюра. 39,4х48,4. Г-701, КП-1055_1
  • Петров В.П. Мост любви. 1980. Бумага, акварель. 36х48. Г-278, КП-499_1
  • Петров В.П. Пушкинские места. 1980. Бумага, акварель. 36х48. Г-276, КП-497_1
  • Петров В.П. Домик Петра I. Летний сад. 1980. Бумага, акварель. 36х48. Г-277, КП-498_1
  • Ковригина Т.Д. Вид на Петропавловскую крепость. Серия Пейзажи Родины.1985. Бумага, цвет.линогравюра. 43х55. Г-546, КП-900_1
  • Ковригина Т.Д. Вид на Неву. Серия Пейзажи Родины.1985. Бумага, цвет.линогравюра.40,5х49,5. Г-547, КП-901_1
  • Канеев М.А. Ленинград. Дворцовая площадь.1980. Холст, масло. 120х100. Ж-49, КП-53_1
  • Изумрудов В.С. Исаакиевская площадь. 1981. Холст, масло. 110х80. Ж-120, КП-188_1
  • Изумрудов В.С. Атланты. 1981. Холст, масло. 210х150. Ж-118, КП-186_1
  • Зихерман Ш.М. Ленинградский дворик. 1959. Бумага, офорт. 14,5х11. Г-4439, КП-8348_1
  • Зелинский В.Б. Невский проспект. Цикл Посвящение Н.В. Гоголю. 1976-1983. Бумага, линогравюра. 56х60. Г-485, КП-839_1
  • Диффинэ-Кристи В.М. Санкт-Петербург. Мост со львами.1973. Картон, масло. 50х70. Ж-726, КП-8758_1
  • Биантовская О.А. В столице. Лист № 1.1984-1985. Бумага, цвет.литография. 31,4х31,4. Г-429, КП-783_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7