Тольяттинский художественный музей рад предложить нашим зрителям выставку из фондов музея «Трудовые будни», где собраны живописные и графические произведения художников конца ХХ века, представленных   в одном пространстве и чьи сюжеты связаны, так или иначе, с демонстрацией деяний человека в самых разнообразных интерпретациях.

В числе поклонников изобразительного искусства немало ценителей картин, созданных в советский период. Культура этой эпохи особенная - XX век ознаменовался в России многими историческими потрясениями – двумя революциями, коллективизацией, Великой Отечественной войной, войной в Афганистане, перестройкой… И несмотря на это, сам дух времени был пронизан оптимизмом, народностью, верой в лучшее будущее. Все это не могло не отразиться в изобразительном искусстве того времени.

 В творчестве советских художников, которое всегда было неразрывно связано с жизнью страны, тема труда занимала большое место, начиная с самых первых лет революции. Ведь не случайно герб нашего государства включал в себя символы труда - серп и молот. Союз Советских Социалистических Республик с самого начала возник как союз рабочих и крестьян, как государство трудящихся. И не случайно через всё творчество советских художников проходил образ человека-созидателя, человека-творца.

В 1930-е 1950-е годы в СССР велось неслыханное по масштабам промышленное строительство, преобразование сельского хозяйства. Тема индустрии, нового колхозного строя становится преобладающей в живописи. Человек труда был провозглашен главным героем нового искусства. Художников вдохновляли энергичные, разгоряченные трудом лица и ловкие движения крестьян, работающих в страдную деревенскую пору на полях и  лугах родной отчизны.

Начиная с 60-х годов XX века в советской живописи начинает превалировать так называемый «суровый стиль» – особая разновидность соцреализма. Задача, которую ставили перед собой художники того периода – отображение действительности без налета романтизма и украшательств. Живописцы воспевали трудовые будни, писали портреты тружеников и фронтовиков, особое развитие получили групповой портрет и автопортрет.

В 70-80-х годах на смену «суровому стилю» приходит новое направление, которому характерны символизм, артистичность, театральность. Художники пытались бороться с серостью повседневной жизни, абсурдизмом, бюрократизмом. Особое значение приобретали пластичность, метафоричность работ.

Тема труда нашла своё воплощение в различных видах и жанрах живописи: в сюжетной картине, в портрете, в пейзаже и даже в натюрморте, где плоды рук человека говорили о его созидательной деятельности. Утверждение достоинства человеческой личности, романтическая приподнятость и суровость художественных образов, исключающие всякую обыденность, эти свойства определяют творческий почерк художников ХХ века.

Интересны по своему содержанию картины художников, творивших в Советском союзе в 60-80-е гг. ХХ века, отражающие тему трудовых будней советских людей – Баранова Р.Н. «Портрет народного артиста РСФСР Н.А.Михеева», Боровского Д.Б. «Сверловщик», Быковского В.А. «Строительницы», Вакса Б.И. «Трудовые будни», Ветрогонского В.А. «Первый рейс», Воробьевой И.Н. «Страда сенокосная», Зырянова А.П. «За кулисами», Пономаренко «Цех», Сулименко «Утро Гвинеи», Цейтлина Г.И. «Доярка Савоськина», Юдина А.В. «После задания» и других.

Виртуальная выставка «Трудовые будни» в очередной раз знакомит зрителей с многообразным миром произведений живописи и графики, хранящихся в фонде Тольяттинского художественного музея. 

Москвитина Лариса, искусствовед, замдиректора по научной работе

  • Юдин А. В. После задания. 1977. Холст, темпера. 150х120. Ж-31, КП-31
  • Шишкин Б. П. Портрет А. В. Васильева. Холст, масло. 78х102. Ж-372, КП-2026
  • Цейтлин Г. И. Доярка Савоськина. Холст, масло. 110х76. Ж-30, КП-30
  • Харшак А. И. Тушение пожара. 1982. Бумага, автолитография. 74х54. Г-743, КП-1096
  • Сулименко П. С. Утро Гвинеи. 1961. Холст, масло. 130х280. Ж-27, КП-27
  • Смирнов В. В. Вологодские кружевницы. 1985. Бумага, линогравюра. 53х73. Г-723, КП-1077
  • Пономаренко С. П. Цех. Холст, масло. 160х160. Ж-67, КП-71
  • Петрова Л. П. Портрет рабочего. 1986. Холст, масло. 120х91. Ж-179, КП-509
  • Пашко В. И. Дежурная смена. 1979. Бумага, гравюра на картоне. 53,5х56. Г-112, КП-259
  • Митревиц Г. Н. Рижский залив .1967. Холст, масло. 144х194. Ж-18, КП-18
  • Ильющенко В. И. Портрет композитора Моисея Вайнберга. 1977. Бумага, офорт. 43х49. Г-500, КП-854
  • Зырянов А. П. За кулисами. 1985. Бумага, линогравюра. 1985. 49,5х45. Г-489, КП-843
  • Жабский А. А. Суриков в мастерской. 1983. Холст, темпера. 70х60. Ж-47, КП-51
  • Дранишников В. В. Героические будни. 1979. Бумага, автолитография. 48х60. Г-73, КП-212
  • Глушков В.П. Рабочий электроцинкового завода. Бумага, офорт. 28,7х41,5 .Г-16, КП-108
  • Воробьева И. Н. Страда сенокосная. 1969. Бумага, цв.гравюра на картоне. 52,5х62,7. Г-145, КП-296
  • Ветрогонский В. А. Первый рейс. 1983. Бумага, литография. 50х64. Г-381, КП-735
  • Вакс Б. И. Трудовые будни. 1968. Холст, картон, масло. 50х73. Ж-557, КП-8329
  • Быковский В. А. Строительницы. 1976. Бумага, темпера .62,1х80,5. Г-336, КП-690
  • Боровский Д. Б. Сверловщик. 1969. Бумага, цв.литография. 68х50. Г-3, КП-95
  • Баранов Р. Н. Портрет народного артиста РСФСР лауреата Государственной премии. 1980. Холст, масло. 100х120. Ж-141, КП-358

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7