Если ты хочешь построить корабль,
не надо созывать людей, планировать,
делить работу,
 доставать инструменты.  
Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю.
 
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

    Моделирование кораблей имеет богатую и интересную историю.  Первые модели кораблей появились еще в Древнем Египте. Там уменьшенные копии кораблей использовались для проводов умершего в последний путь, их клали в могилу, надеясь, что это облегчит переход в другой мир. В Западной Европе в приморских городах модель корабля часто становилась предметом, который жертвовали храму с молитвой о его сохранении в плавании или в благодарность о его спасении.

     С развитием кораблестроительной культуры, сложилась практика так называемых «адмиралтейских моделей», точно передающих внутренний набор корпуса, расположение портов, палуб, платформ, бархоутов и других элементов корпуса. Эту модель строил сам судостроитель, как образец для последующей постройки корпуса судна. В качестве первого судомоделиста в историю вошел Финеас Петт - комиссар корабельных доков в Лондоне. Он жил в начале XVII века, и основал контору, которая занималась изготовлением моделей будущих судов. Корабельных дел мастера готовили чертежи, потом по ним изготовляли миниатюрную копию будущего судна. Именно таким образом у плотников была возможность заранее увидеть все погрешности и недостатки.

      Российский судомоделизм немного моложе - ему три столетия. Он зародился в Санкт-Петербурге, а первым серьезным судомоделистом России стал Петр I!  Еще в семнадцать лет, вернувшись из Европы, он построил маленькую модель фрегата. Потом появилась петровская «модель-камора», в которой хранились «адмиралтейские» модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой. Они выполняли функцию наглядных пособий для корабельных плотников, которые плохо разбирались в чертежах. По указу Петра все модели хранились как образцы для потомков. Эта «камора» находилась на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством. С этого мини-флота в свое время и началась коллекция Военно- морского музея Санкт-Петербурга.

      Тольяттинский художественный музей так же обладает, пусть и не большой, но очень разнообразной коллекцией мастера судомоделиста Григория Ивановича Рассадина.  Десять моделей кораблей поступили в фонды музея в 1997 году.   В коллекции представлены как древние судна, например модель финикийского корабля, а финикийцы – пионеры мореплавания, они строили самые надежные и красивые корабли, так и модель пакет-бота «Святой Петр», на котором знаменитый мореплаватель и русский офицер Витус Беринг совершил Камчатскую экспедицию. Среди экспонатов художественного музея так же находится модель легендарного барка «Седов», который не смотря на свой почтенный возраст, а построен от был в 1921 году, до сих пор участвует в парусных регатах и является одним из крупнейших в мире парусных учебных судов.

Материал подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова

  • Рассадин Г.И. Модель шлюпа "Мирный". 1988-1989. Дуб, бук, красное дерево. 38х50х16. ДПИ-275, КП-7551_1
  • Рассадин Г.И. Модель фрегата "Святой Николай".1977. Дуб, алюминий, бук. 80х18х110. ДПИ-274, КП-7550_1
  • Рассадин Г.И. Модель финикийского судна.1986. Липа, клён. 120х50х240. ДПИ-269, КП-7545_1
  • Рассадин Г.И. Модель римской биремы. Двухъярусная галера. 1987. Липа. 12х22х10. ДПИ-270, КП-7546_1
  • Рассадин Г.И. Модель клипер-шхуны "Лада".1986-1987. Липа, клён, красное дерево. 55х67х22. ДПИ-276, КП-7552_1
  • Рассадин Г.И. Модель греческого торгового судна. 1987. Липа, клён, грат. 15х22х7,5. ДПИ-271, КП-7547_1
  • Рассадин Г.И. Модель барка "Седов". 1992-1997. Липа, клён, красное дерево. 56х85х21. ДПИ-277, КП-7553_1
  • Рассадин Г.И. Макет пакет-бота "Святой Петр".1975. Дуб, клён, граб. 75х90х65. ДПИ-273, КП-7549_1
  • Рассадин Г.И. Макет египетского судна-галеры. 1986. Липа. 15х20х12. ДПИ-278, КП-7554_1
  • Рассадин Г.И. Макет бота "Крузенштерн".1987. Липа, клён. 17х32х7. ДПИ-272, КП-7548_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7