«Крепко усыпил Бог Адама, а пока он спал, взял из – под сердца ребро Адамово
 и сделал из ребра женщину. Когда Адам проснулся, посмотрел на женщину и сказал:
– Ты прекрасна! Меня зовут Адам, а тебя я назову Евой -Ты сделаешь мою жизнь счастливой. Ты будешь моей женой».

Библейские предания. От Адама и Евы до могучего Самсона

Составитель Владимир Леонов

В европейском изобразительном искусстве образы Адама и Евы всегда были популярным библейским сюжетом, особенно в эпоху Средневековья и Возрождения. Темы работ старых мастеров в большинстве своем основаны на сюжетах Ветхого и Нового Завета. Не смотря на то, что со временем зритель и художник охладели к притчам и отдельным отрывкам из библейских писаний, тема «Адам и Ева» до сих пор остается актуальной. И это неудивительно, ведь люди и наука все еще не сошлись в едином мнении относительно своего происхождения. А значит, бывшие жители Райского сада остаются единственными «официальными» прародителями всего человечества.

Вечны и неизменны темы для современных мастеров и художников прошлого. «Мать и дитя» современного художника – это «Мадонна с младенцем» старых мастеров, «Любовь мужчины и женщины» у современного живописца – это «Адам и Ева» в живописи старого времени.

Но писать, рисовать сегодня, как старые мастера, используя их условный изобразительный язык, точно подражая и копируя, нельзя. Современный человек не ездит по городу в повозке, запряженной конями и не носит на голове цилиндр - изменился мир вокруг нас: музыка, танец, архитектура, транспорт, до небывалых размеров увеличилось информационное поле, доступное для восприятия, просто ускорилось время. И изобразительное искусство должно быть другим - современным.

Образы Адама и Евы, а также отображение их жизненного уклада, остается признанным вектором искусства во все этапы становления человечества. С течением времени менялись стили изобразительных приемов, в рамках которых творили художники. 

Художник Сергей Дыков из Горно-Алтайска, чьи работы стали украшением многих частных коллекций в России и за рубежом, определяет свое творчество как синтез духовной культуры человека с современным видением мира. Графический лист «Весеннее шествие» 1996 года, напоминает нам библейскую сцену изгнания Адама и Евы из Райского сада.  Центр композиции занимает изображение линейных контуров мужчины и женщины, их телесная пластика перетекает одна в другую, усиливая тем самым мотив единения в виде запретного плода-ребенка.  За спиной женщины – профиль ангела, провожающего или изгоняющего людей из Эдема. Мужчина же крепко держит в руках существо, напоминающее трехголовую птицу, одна из голов которой – голова ребенка. Возможно, таким образом художник изобразил нам одного из будущих детей пары.

Сюжет картины «Весеннее шествие» повествует о весне - начале новой жизни, о любви и ее плодах, о мужчине и женщине. 

К сценам жизни в Райском саду можно отнести еще две работы из фондов ТХМ: «На Балатоне» второй половины 20 века художника Виталия Петрова, где он изобразил молодую обнаженную женщину, купающуюся в озере Балатон, и любующегося ею мужчину. Картину «У водопада» 1978-1980 года Георгия Галеты– пейзаж с величественной дикой природой, на фоне которой мужчина несет на руках женщину. И мужчина, и женщина обнажены, что вызывает ассоциации с первыми сотворенными людьми- Адамом и Евой. 

Работа Бориса Чеченина «Юность» 20 века – так же выглядит как изображение Адама и Евы XX века. Юноша и девушка смело смотрят вперед, срывая плоды с «дерева познания», где образ яблони как символ начала их совместного пути по жизни.  

В работе «Тишина» 1980 года Георгия Голубицкого, молодые люди стоят рядом и держатся за руки,  на фоне силуэта напоминающего могучее дерево. Берег на котором они стоят – корень, тела- ствол, а раскинувшиеся поля и горы- крону.  Фигуры людей как опора этому дереву, они и есть дерево в райском саду. 

Таких юных и смелых Адамов и Ев можно увидеть и на других картинах советских художников в фондах ТХМ: это «Свадьба» 1980 года Вадима Киселева, «У причала» 1969 года  Юрия Атланова, триптих «Завтрак на траве» 1988 года Василия Власова, «Небо над головой» 1975 года Анатолия Кузнецова и др.

Эльнур Рассулов на своем живописном полотне «Передышка» 2007года изобразил уже зрелую супружескую пару.  Устав от сбора гранатов, Адам и Ева сидят спиной друг к другу, каждый из них погружен в свои мысли. Корзины, полные спелых плодов, олицетворяют итог прожитых лет, каждый гранат это один из райских фруктов, сорванный ими. В некоторых исторических источниках именно гранатом Змей искусил Еву, а не яблоком, видимо поэтому он до сих пор считается символом любви и семейных уз.

Каждое поколение художников трактует образы первых прародителей по-своему.  Бесконечное количество изображений хрестоматийного сюжета про мужчину, женщину и яблоко, казалось бы, давно должно было исчерпать фантазию мастеров, но искусство не стоит на месте, и сейчас Адам и Ева - современные мужчины и женщины, которые живут среди нас. Этот сюжет продолжает будоражить воображение художников и скульпторов, ведь он давно вышел за рамки определенного жанра, и рассматривается гораздо шире — как триумф и трагедия взаимоотношения полов в целом – мужчины и женщины.

Подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова  

  • - [ ] Расулов Э.Ш. Передышка.2007.Холст,масло.68х80.Ж-700 КП-8712_1
  • - [ ] Галета Г.П. Картина. У водопада.1978-1980.Холст,масло.150х88.Ж-671 КП-8597_1
  • - [ ] Чеченин Б.Е.Юность.вт.половина 20 века. Бумага, литография. 60х40.Г-117 КП-264_1
  • - [ ] Петров В.П. На Балатоне. На балатоне. Бумага, акварель. 57х77. Г-271 КП-492_1
  • - [ ] Киселев В.Я.Свадьба.1980.Бумага, офорт, акватинта.31,7х23,8. Г-108 КП-255_1
  • - [ ] Дыков С.В. Весеннее шествие.1996.Бумага, тушь, перо.29,8х21. Г-2439 КП-7956_1
  • - [ ] Голубицкий Г.Ю. Тишина.Бумага,травление.56х44.1980.Г-114 КП-261_1
  • - [ ] Атланов Ю.М. У причала.1969.Бумага,офорт.46х63,5.Г-123 КП-274_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7