0+ 

Произведения художников о деревне, окружающей ее природе и деревенском быте всегда были и до сих пор остаются своего рода визитной карточкой русского изобразительного искусства. Простота и скромная красота русской глубинки, живущей в размеренном ритме и гармонии с окружающей природой, не может не тронуть сердце зрителя. Художники регулярно обращаются к этой, казалось бы, давно изученной теме.  Кажется, что все деревни и деревенские дома похожи один на другой, в таком случае и деревенские пейзажи должны быть похожи друг на друга, но благодаря таланту мастеров, способных подмечать малейшие незначительные детали и превращать даже самые заурядные сюжеты в нечто удивительное, зритель получает возможность наслаждаться десятками и сотнями картин художников, каждая из которых будет уникальна и неповторима.

В фондах Тольяттинского художественного музея большое количество живописных и графических работ на тему русской деревни, каждая из которых интересна не только своим содержанием, но и техникой исполнения. 

Графические листы Валерия Комарова «Деревенские закоулки» 1983 г. и «Северная деревня» 1987 г. выполнены углем на бумаге.   Древесный уголь просто идеален для создания шедевров в черно-белых тонах из-за его бархатисто-темного оттенка, возможности получить свободные, гибкие линии и легкую растушевку. Художник изобразил на своих работах деревенские домики, близко стоящие друг к другу на земле, где скупая северная природа уступила человеку свои владения. 

Нежные лиричные офорты Станислава Никиреева показывают нам бескрайние поля в работе «Во поле березонька» 1979 г., очарование русской деревни в картине «Заиграли провода» 1979 г., и молодую звонкую весну в офорте «Весенний пейзаж» 1973 г.  Офорт – сложная и уникальная графическая техника. Металлическую доску покрывают кислотоупорным лаком, а затем переносят рисунок с эскиза с помощью иглы. Затем процарапанный рисунок подвергают травлению. Кислота действует на доску только в местах свободных от лака, после травления его смывают горячей водой и набивают тампоном краску, затем производят печать на офортном станке. 

Линогравюра - это одна из техник высокой печати. В высокой печати краска переносится на бумагу с высоких участков печатной формы, а художник вырезает в ней углубления, которые не должны касаться бумаги.  В линогравюре изображение вырезается на линолеуме, затем покрывается краской и переносится на бумагу.  Серия работ Леонида Воврженчика «Дорога к деду» 1983-1985 гг., выполнена в технике цветной линогравюры. Эти картины навевают что-то родное и не столь далекое, и поднимают из памяти такие воспоминания, которые, казалось бы, уже давно и безвозвратно позабыты. 

Работы Ольги Гречиной, выполненные в технике шелкографии, ассоциируются у зрителя с задорными частушками, о колхозной жизни и трудовых буднях землепашцев.  Например, в картине «На пашне» 1985 г. на переднем плане изображена молодая улыбающаяся девушка в платочке, за ней поля и крестьянин с плугом: 

Ранней осенью под зябь
Мы землицу вспашем.
Ты не вей, суховей,
Над посевом нашим.

А в работе «Уборка овощей» 1985 г.  так и слышится лихой запев:

Сяду-сяду я на трактор,
Ты, подружка, догоняй.
Снимем нынче непременно
Стопудовый урожай.

Также музыкальны и картины «Околица» 1985 г., «Обед в поле» 1985 г., выполненные в технике шелкографии. Печать шелкографией отличается от других способов печати тем, что краска продавливается через ячейки сетки на печатающих элементах, при которой сетка является и основой печатной формы, и красочным резервуаром. Сетки используются специальные полиэфирные, нейлоновые или металлические   малой толщины с высокой частотой расположения нитей. 

Не зря графику называют «диалогом черного и белого». Основными изобразительно-выразительными средствами этого вида искусства являются линии, штрихи, пятна и точки. При помощи линий (их изящности, толщины, точности, прерывистости) можно выразить бесконечное количество смысловых и эмоциональных оттенков, вызывающих разные ассоциации.  Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого выполняет фон бумаги. В графических работах из собрания ТХМ видны особенности этого вида искусства: четкость мысли художника, разнообразие материалов и техник выполнения. А великое множество мотивов русской деревни позволяет применить каждый из них.

Материал подготовил научный сотрудник Д.В. Логинова.

  • Никиреев С.М. Весенний пейзаж.1973. Бумага, офорт.21х25.Г-30 КП-122_1
  • Никиреев С.М. Заиграли провода.1979.Бумага, офорт.30х33. Г-31 КП-123_1
  • Никиреев С.М. Во поле березонька.1979.Бумага,офорт.30х33.Г-32 КП-124_1
  • Комаров В.В. Деревенские закоулки.1983. Бумага,уголь.54х67.Г-368 КП-722_1
  • Комаров В.В. Северная деревня.1987. Бумага, уголь.35,5х80.Г-367 КП-721_1
  • Гречина О.Н. Уборка овощей. 1985. Бумага, шелкография, смешан.техника.42х60.Г-468 КП-822_1
  • Гречина О.Н. Уборка овощей. 1985. Бумага, шелкография, смешан.техника.42х60.Г-468 КП-822_1
  • Гречина О.Н. Околица. 1985. Бумага,шелкография, смешан.техника.42х56.Г-467 КП-821_1
  • Гречина О.Н. На пашне.1985. Бумага, шелкография, смешан.техника.42х58.Г-469 КП-823_1
  • Воврженчик Л.К.Хлеб детства моего. Из серии Дорога к деду. 1985. Бумага, цвет. линогравюра. 53,2х53,7. Г-464 КП-818_1
  • Воврженчик Л.К. Полдень. Из серии Дорога к деду. 1983. Бумага, цвет. печать. 51,6х53,4. Г-465 КП-819_1
  • Воврженчик Л.К. Марево. Из серии Дорога к деду. 1983. Бумага, цветн.линогравюра. 53,5х49,4. Г-462 КП-816_1
  • Воврженчик Л.К. Запах скошенных трав. Из серии Дорога к деду. 1984. Бумага, цвет.линогравюра. 52,7х53,6. Г-463 КП-817_1
  • Воврженчик Л.К. В степи. Из серии Дорога к деду. 1984. Бумага, цвет. линогравюра. 51,7х58,1.Г-466 КП-820_1

                                                       

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7