Есть люди, которые оставляют за свою короткую жизнь яркий след. Дмитрий Едунов как раз из такой плеяды. В фондах Тольяттинского художественного музея хранятся 46 фотографий, созданные им в период 80-90-х годов 20 века. В коллекцию музея они попали благодаря маме Дмитрия, Валентине Петровне Едуновой, которая не хотела, чтобы наследие сына кануло в небытиё. Искусство фотографии  одна из многих граней творчества Дмитрия Едунова, показывающая тесную связь с кинематографом. Одной из особенностей  его снимков было  то, что он делал их незаметно, поэтому они у него получались такими жизненными и искренними. Сделанные им портреты показывают нам человека в процессе его жизнедеятельности. Это, как правило, портреты творческой личности, раскрывающие её внутренний мир и эмоциональное состояние. Человек здесь не позирует специально для камеры, а продолжает жить своей жизнью, наполненной маленькими человеческими радостями («Перед спектаклем», «За работой», «Размышление», «Концерт удался», «Душа-гитара»). В пейзажных фотографиях мы видим широкие масштабные планы, величественные состояния природы («Зимняя дорога», «Ой, красивы над Волгой закаты», «Закат на Волге», «Таинственный лик»). Панорамные снимки Тольятти удивляют точно найденной композицией, графичностью светотеневых пятен, внутренней динамикой кадра.(«Ночной Автоград») Есть у него и спокойные, созерцательные композиции, создающие философское настроение («Совсем как у А.С. Пушкина»). Репортажные снимки передают нам внутренний настрой героев, неповторимость и важность происходящего момента («Поехали…», «На старте»,  «Последние напутствия»и др.)

Дмитрий Едунов родился 5 декабря 1967 г. в Калининграде, самом западном и единственно незамерзающем порту России. Город оставил неизгладимое впечатление на становление мальчика и уже с раннего детства Дмитрий мечтал стать офицером морского флота, служить на Балтийском флоте. В 1977 г. семья переезжает в Тольятти, где у них было много родственников и друзей. Мысль о море не покидала мальчика и он с 3 класса начинает ходить в Школу юнг им. Никонова, а переехав в Автозаводский район, перешёл в Школу юнг им. Прокуса.

В юности Дима часто ездил в Казахстан, где жил его дядя - видеооператор по профессии. Оказывается, помимо главной своей мечты стать морским офицером, ему ещё было близко киноискусство, загадочный процесс съёмки фильма.

Прошло детство, беззаботная юность и пришло время идти в армию. Тут желание Дмитрия стать моряком с ещё  большей силой дало о себе знать, но в военкомате его сразу предупредили, что распределения на морфлот не ожидается. Для менее целеустремлённого человека это означало бы конец   мечты, но только не для Дмитрия; он не растерялся, а написал письмо тогдашнему министру обороны СССР с просьбой посодействовать в том, чтобы его распределили на морской флот. Ответ не замедлил себя ждать. Из министерства обороны пришло письмо, в котором сообщалось, что если юноша по состоянию здоровья годен, то надо обязательно удовлетворить его просьбу о службе на морфлоте. Так, Дмитрий, благодаря своему упорству и детской мечте, попал в г. Петропавловск-Камчатский, один из штабов Тихоокеанского морского флота и стал подводником на атомной лодке. По долгу службы Дмитрию приходилось ездить «по подводным зарубежьям», даже бывал в Камране (город во Вьетнаме, в провинции Кханьхоа). Через два месяца после окончания китайско-вьетнамской войны в 1979 г., СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советским Военно-морским флотом. По воспоминаниям Валентины Петровны, Дмитрий говорил, что увиденное в этом городе представляло собой «безлюдный, выжженный пейзаж». На одном из таких рейсов случилось непоправимое, на подводной лодке произошла серьёзная авария и многих ребят из команды облучило, в том числе и Дмитрия. После медкомиссии вынесли вердикт – юноша по состоянию здоровья не годен к дальнейшей службе на морфлоте. Дмитрий вернулся в Тольятти, больной и растерянный. О своём состоянии он не сказал ни матери, ни друзьям. Решил, что сколько проживёт, столько и проживёт, сколько успеет сделать, столько и сделает.

В период метаний после армейской службы при выборе профессии, он несколько месяцев проучился в Политехническом институте, но понял, что это не его. Параллельно поиску профессии Дима снимал фильм о ребятах из армии. Он хотел снять правдивый, справедливый фильм о людях, которые защищали рубежи нашей Родины, но, по каким-либо причинам, вынужденным уйти из армии и ставших ненужными государству. После съёмок фильма  решил поехать в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). Фильм о ребятах Дмитрий хотел использовать в качестве вступительной работы, но в ЛИКИ этим не заинтересовались, так что пришлось вернуться в Тольятти. Но очень удачно подвернулся случай устроиться Дмитрию на только что начавший функционировать телевизионный центр «Авто ВАЗ». Кроме творчества приходилось заниматься и черновой работой - рыть траншеи, прокладывать кабеля, начинать, так сказать, с «чистого листа». В скором времени ему позвонили из руководства  института ВГИКа и попросили приехать, так как их заинтересовал его любительский фильм о нелёгкой судьбе армейских ребят. Так Дмитрий и поступил на кинооператорский факультет Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова. Учиться приходилось на заочном отделении, так как параллельно он ещё работал в телевизионном центре «АвтоВАЗ». По воспоминаниям Валентины Петровны, он часто с теплом рассказывал о его преподавательнице курса фотокомпозиции Лидии Ивановне, которая в 20-ые годы была ассистентом на съёмочной площадке фильма «Броненосец Потёмкин». Многие фотографии, сделанные Дмитрием, были курсовыми заданиями Лидии Ивановны.

В институте Дмитрия отправили проходить практику на телецентр «Останкино», где он познакомился с Владом Листьевым, Александром Любимовым, Дмитрием Захаровым. Рассказывая об этих людях, он отзывался с огромным уважением и симпатией. Во время прохождения практики Дмитрию довелось снимать видеорепортаж об августовских событиях 1991 года. Как бы предчувствуя что-то, Дмитрий Едунов торопился жить и работать - работа в телекомпании «АвтоВАЗ», учёба во ВГИКе, а ещё съёмки документальных фильмов. Это фильмы о школе юнг, о храмах Самарского края, это  и его довольно знаменитый фильм о девочке, которая хотела стать балериной. Кстати, именно этот фильм он отправил на III фестиваль региональных телекомпаний «Вся Россия», где стал призёром в номинации «Операторская работа» в апреле 1998 года. Этот фильм должен стать итоговым дипломным проектом перед окончанием ВГИКа, но 21 июня 1998 года Дмитрия не стало…

В 1998 году фотографии Дмитрия вошли в экспозицию фотовыставки «На главной улице России», посвящённой 150-летию Самарской области, инициатором которой стали Самарское областное фотографическое общество и Администрация Самарской области.

За свою 30-летнюю, в творческом плане, яркую жизнь, Дмитрий Едунов успел сделать очень многое. За его плечами создание первого в истории города Тольятти профессионального клипа на песню Юрия Ковшова «Гимн Сомнительной Молодёжи». Этот клип транслировали все городские телекомпании, включая ГТРК Самара, а позже РТР. Так же он успел вместе со своими друзьями создать творческое объединение «Лист», в которое вошли молодые и талантливые ребята, желающие научиться профессии актёра в клипе.

О Дмитрии Едунове можно сказать – жил, мечтал, творил… И всей своей пусть короткой, но наполненной творчеством и вдохновением жизнью Дмитрий даёт благожелательный посыл людям – живите, любите, берегите каждое мгновение своей жизни, ведь не даром одним из самых любимых его выражений было «Самый лучший день – сегодня».

Материал подготовила: старший научный сотрудник Погорелова Н.С.

  • Едунов Д.В. Хорошее настроение. Чёрно-белая печать,глянцевая бумага,18,2х13. КП-5737, ХФ35
  • Едунов Д.В. Три взгляда (триптих). Чёрно-белая печать,матовая бумага,18х13,5. КП-5720, ХФ-18
  • Едунов Д.В. Три взгляда (триптих). Чёрно-белая печать,матовая бумага,18х13,5. КП-5718, ХФ-16
  • Едунов Д.В. Три взгляда (триптих). Чёрно-белая печать,матовая бумага,18х12,7. КП-5719, ХФ-17
  • Едунов Д.В. Тайна музыки. Чёрно-белая печать, матовая бумага,19,3х25,2. КП-5710, ХФ-8
  • Едунов Д.В. Таинственный лик. Чёрно-белая печать, матовая бумага,14,1х26,4. КП-5735, ХФ-33
  • Едунов Д.В. Счастье-это когда мы вместе. Чёрно-белая печать,глянцевая бумага, 9х14. КП-5734, ХФ-32
  • Едунов Д.В. Справлюсь сам. Чёрно-белая печать,глянцевая бумага,15х8. КП-5733, ХФ-31
  • Едунов Д.В. Совсем как у А.С.Пушкина. Цветная печать, матовая бумага. КП-5746, ХФ-44
  • Едунов Д.В. Светлана. Сепия,глянцевая бумага,30,5х20. КП-5742, ХФ-40
  • Едунов Д.В. Руки. Чёрно-белая печать,матовая бумага,17х18,4. КП-5728, ХФ-26
  • Едунов Д.В. Рождение. Чёрно-белая фотография, глянцевая фотобумага,30,4х20,2. КП-5741, ХФ-39
  • Едунов Д.В. Размышление. Чёрно-белая печать, матовая бумага,24,8х18,1. КП-5725, ХФ-23
  • Едунов Д.В. Радость победы.Чёрно-белая печать, глянцевая бумага.20,1х30,5. КП-5751, Ф-49
  • Едунов Д.В. Прогулка на закате.Цветная печать,матовая бумага.30,7х20. КП-5744, ХФ-42
  • Едунов Д.В. Последние напутствия.Чёрно-белая печать, глянцевая бумага. 20х30,5. КП-5750, ХФ-48
  • Едунов Д.В. После тяжёлого пути.Чёрно-белая печать, матовая бумага,27,4х22,5. КП-5748, ХФ-46
  • Едунов Д.В. Поехали...Чёрно-белая печать, глянцевая бумага,20,1х30,5. КП-5754, ХФ-52
  • Едунов Д.В. Перерыв...Чёрно-белая печать,матовая бумага. 18х23,8. КП-5730, ХФ-28
  • Едунов Д.В. Перед спектаклем.Чёрно-белая печать,матовая бумага,25,2х17,6. КП-5716, ХФ-14
  • Едунов Д.В. Перед концертом. Чёрно-белая печать,матовая бумага.24,7х19. КП-5732, ХФ-30
  • Едунов Д.В. Ой,красивы над Волгой закаты.Цветная печать,матовая бумага.30,7х20. КП-5745, ХФ-43
  • Едунов Д.В. Обида. Чёрно-белая печать,22,3х17,8. КП-5731, ХФ-29
  • Едунов Д.В. Ночной Автоград. Чёрно-белая печать, матовая бумага. 22,2х18. КП-5715, ХФ-13
  • Едунов Д.В. Ночной Автоград. Цветная печать, глянцевая бумага,21,3х15. КП-5747, ХФ-45
  • Едунов Д.В. На старте. Чёрно-белая печать, глянцевая бумага,20,1х30,5. КП-5755, Ф-53
  • Едунов Д.В. На вираже.Чёрно-белая печать, глянцевая бумага,20,1х30,5. КП-5753, ХФ-51
  • Едунов Д.В. Минута до старта.Чёрно-белая печать,глянцевая бумага,20х30,5. КП-5752, ХФ-50
  • Едунов Д.В. Концерт удался.Чёрно-белая печать,матовая бумага, 19,3х25,1. КП-5729, ХФ-27
  • Едунов Д.В. Интервью. Чёрно-белая печать, матовая бумага. 23,2х17,7. КП-5714, ХФ-12
  • Едунов Д.В. И в этой работе должно быть творчество.Чёрно-белая печать, глянцевая бумага.12,6х17,7. КП-5721, ХФ-19
  • Едунов Д.В. Зимовка судов. Чёрно-белая печать, матовая бумага,26х12,4. КП-5736, ХФ-34
  • Едунов Д.В. Зимняя дорога. Чёрно-белая печать, матовая бумага,16,8х22,6. КП-5724, ХФ-22
  • Едунов Д.В. Закат на р. Волге. Цветная печать,матовая бумага,30,7х20. КП-5743, ХФ-41
  • Едунов Д.В. За работой. Чёрно-белая печать, матовая бумага.18,5х21,5. КП-5723, ХФ-21
  • Едунов Д.В. Единение.Чёрно-белая печать,матовая бумага, 25х19,2. КП-5727, ХФ-25
  • Едунов Д.В. Дуэт. Чёрно-белая печать, матовая бумага.22,5х16,7. КП-5722, ХФ-20
  • Едунов Д.В. Душа-гитара.Чёрно-белая печать, матовая бумага.24,7х17. КП-5713, ХФ-11
  • Едунов Д.В. Два взгляда (диптих).Чёрно-белая печать, глянцевая бумага, 30х20. КП-5740, ХФ-38
  • Едунов Д.В. Два взгляда (диптих).Чёрно-белая печать, глянцевая бумага,30,5х20. КП-5739, ХФ-37
  • Едунов Д.В. Грусть.Чёрно-белая печать,глянцевая бумага,16,7х11. КП-5717, ХФ-15
  • Едунов Д.В. Грусть дождя.Сепия,матовая бумага,23,2х16. КП-5711, ХФ-9
  • Едунов Д.В. Выход в эфир.Чёрно-белая печать, матовая бумага,19,6х25,7. КП-5712, ХФ-10
  • Едунов Д.В. Возрождение храма.Цветная печать, матовая бумага,20,2х30,8. КП-5749, ХФ-47
  • Едунов Д.В.Вдохновение.Чёрно-белая печать,матовая бумага,25х19,2. КП-5726, ХФ-24
  • Едунов Д.В. Ах,жаль...Чёрно-белая печать, матовая бумага, 21,5х18,5. КП-5738, ХФ-36

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7