Пётр Владимирович Сизов более полувека трудился в чувашском национальном искусстве. Он внёс значительный вклад в развитие чувашской книжной и станковой графики. С 1940 по 1991 гг. работал художником Чувашского государственного книжного издательства. За свою творческую деятельность оформил и проиллюстрировал около 200 книг и учебников чувашских писателей и языковедов.
Родился художник 2 июля 1921 года в д. Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики. В 1936-40 гг. учился в Алатырском художественно-гравёрном училище у известных чувашских графиков Ф.С. Быкова и И.Т. Григорьева. После его окончания работал художником-иллюстратором в Чувашском книжном издательстве. С 1942 по 1945 гг. находился в рядах Советской Армии. Вернувшись на родину, художник решил продолжить свое любимое дело, одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном университете искусств.
К выдающимся работам Петра Сизова относятся иллюстрации к книгам «Али-Батыр» В. Бараева, «Соболевая шапка» и «Перевал» Я. Ухсая, «Сказки» П. Хузангая, «Море волнуется» В. Бурнаевского и др. Главная тема творчества художника – поэма классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи». Более полувека посвятил Пётр Владимирович художественному оформлению различных изданий «Нарспи». Сизовская «нарспиана» было по достоинству оценена современниками и вошла в золотой фонд чувашской культуры.
Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова Пётр Владимирович неоднократно принимал участие на выставках произведений художников автономных республик, Всероссийском конкурсе книги и книжной графики, зональных выставках «Большая Волга».
За большие заслуги в области чувашского изобразительного искусства Петру Владимировичу присвоены почётные звания народного художника Чувашской Республики и заслуженного художника Чувашской Республики.
Умер художник 6 июля 1996 года в Чебоксарах. Материалы о жизни и творчестве мастера графики, его произведения сегодня хранятся в фондах республиканских архивов и Чувашского государственного художественного музея.
В фонды Тольяттинского художественного музея в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано три линогравюры - иллюстрации к чувашским народным сказкам «Альдюк», «Старикова дочь» и «Три брата».
Иллюстрация к чувашской сказке «Альдюк». 1974 г.с.
В этой работе художник создал динамичную графическую композиция, в центре которой Альдюк - главная героиня одноимённой чувашской сказки. Девушка взволнованно вскинула руки вверх, как бы обращаясь к гусю. Стая гусей кружит вокруг Альдюк, и не зря, птицы скидывают с себя перья, каждая понемногу, чтобы девушка, набрав перьев, смогла улететь с ними, ведь она когда-то была гусыней и также свободно летала в небе. Героиня сказки самозабвенно ловит перья, позабыв про земные заботы, её косынка сползла с головы, вокруг летят перья, падающие к ногам. На заднем плане могучий дуб, создающий тёмный силуэт в композиции, а вдалеке на пригорке виднеется дом, про который девушка в смятении позабыла, устремив свой взор в небо, к гусиной стае. Эмоциональность момента художник мастерски передаёт в резких контрастах чёрного и белого, через штрихи, чистые, гладкие и плавные.
Иллюстрация к чувашской сказке «Старикова дочь». 1974 г.с.
В графической композиции главная героиня сказки уснула в лесу под кроной могучего дуба. На его ветках сидят белые куропатки, выделяясь на тёмном фоне. От могучих ветвей защитника-дуба и сказочных птиц исходит свечение. Они как будто охраняют спящую девочку. Художник линиями и штрихами проработал поверхность доски, чтобы показать мягкость и густоту травы, также передать состояние глубокого безмятежного сна после трудного дня и притеснений со стороны злобной мачехи, стариковой дочери пришлось покинуть родной дом.
Иллюстрация к сказке «Три брата». 1974 г.с.
В графической композиции на переднем плане динамичная сцена, изображающая троих братьев во время скачки. На разных животных скачут братья – один из братьев верхом на чёрном кабане, всаднику и кабану стоит немалых усилий догонять остальных. Средний брат - верхом на белом козле вырывается вперёд, причём, всадник сам удивлён этим фактом. А в верхней части композиции, возвышаясь над всеми, верхом на красивом сером жеребце «в яблоках», скачет самый младший из братьев. Он несется во весь опор, взмахнув кнутом в правой руке. На верхней линии горизонта художник изобразил дом с деревьями, в небе летящих птиц, пытающихся обогнать скачущих братьев. Петру Сизову удалось благодаря чётким, резким и угловатым штрихам, многочисленным линиями, меняющими своё направление, а также чёрно-белыми переходам создать ощущение скорости, движения и эмоциональности сцены.
В одном из интервью художник очень ёмко сказал о своём творчестве: «Ничто в жизни не давалось мне без упорного труда и настойчивости. Трудности в творчестве закалили мой характер, научили быть собранным, последовательным, целенаправленным. Искусство стало делом всей моей жизни, ее смыслом и содержанием». (Пётр Сизов: «Дело моей жизни»).
Продуманные, отточенные и эмоциональные произведения Петра Сизова входят в число одних из лучших графических работ фондов Тольяттинского художественного музея.
Материал подготовила старший научный сотрудник Н.С. Погорелова