Ефим Исаакович Дешалыт родился 24 октября 1921 года в Москве. Художник с детства стремился к творчеству и упорно шёл к поставленным целям.

В 1943 году Ефим Дешалыт закончил Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) как художник-постановщик фильмов. К слову сказать, институт был отнесён к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, в 2013 г. его внесли в Государственный свод ценнейших объектов культурного наследия. Атмосфера такого учреждения не могла не оказать влияние на своих учеников.

На студии Моснаучфильм талантливый художник создал изобразительный ряд для более чем двадцати научно-популярных картина.

Созданием диорам и панорам для музеев и выставок Дешалыт начал заниматься примерно с 1955 года, в том числе советских национальных выставок за рубежом и международных ярмарок. Первыми опытами были довольно небольшие диорамы для павильонов Выставки достижений народного хозяйства СССР.

В семидесятые годы прошлого века Дешалыту предложили (по заказу МИД СССР) возглавить группу художников для подготовки панорамы «Москва – столица СССР», выставка должна была проходить в Калифорнии. Масштабное изобразительное произведение около трёх лет курсировало по городам Европы и Америки. В наши дни оно находится в гостинице «Украина» сети «Рэдиссон Колекшн» (многоэтажный дом, построенный в Москве пятидесятых года ХХ века - проект архитекторов Аркадия Мордвинова, Вячеслава Олтаржевского и главного конструктора Павла Красильникова). В холле на первом этаже можно увидеть диораму столицы — макет города в масштабе 1:75:  городская застройка 1977 года в пределах от Лужников до Земляного вала. Ширина макета составляет 16 метров, высота — 6 метров, глубина — 9,5 метров. Общая площадь — примерно 300 м². Особенность произведения в том, что происходит  визуализация смены времени суток. Дневной освещение сменяется вечерним, после чего в домах зажигаются окна.

Всего коллективами под руководством художника было создано не менее восьмидесяти предметно-живописных композиций на различные темы, в первую очередь исторические и батальные. В 1978 году Ефиму Дешалыту присвоили звание Народного художника РСФСР, и не зря, ведь он стоял у основания одной из двух ведущих школ советского диорамного искусства.

Умер Е. И. Дешалыт в 1996 году и был похоронен на Донском кладбище.

В фондах Тольяттинского художественного музея хранится 4 произведения Ефима Дешалыта. В 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" были переданы живописные работы – «Московский Кремль», «Московский Кремль утром», «Соборная площадь», Красная площадь Москвы» 1979 - 1986 года создания.

В картине «Московский Кремль» (1979-1986 г.с.) художник запечатлел великолепный вид на один из самых знаменитых архитектурных и исторических памятников столицы. Большую часть в произведении занимает небо – бледно-голубое с белыми пушистыми облаками. По центру картины мы видим жёлто-белые стены Большого Кремлёвского дворца, чудь в стороне от него своими куполами сверкает колокольня Ивана Великого. Кремль огорожен стеной со сторожевыми башнями. В нижней части работы – Москва-река с плывущими по ней прогулочными катерами, над ними возвышается большой Каменный мост.

История данного архитектурного сооружения начинается с каменного брода, берущего начало от того места, где сейчас стоит «Дом на набережной» и который через Москву-реку выходил на современную Ленивку. К нему подходила Волоцкая дорога, пролегающая от Рязани и далее на Великий Новгород. Большой Каменный мост в Москве стоял чуть выше по течению реки от ныне действующего. За красоту и величие ему дали прозвище «восьмое чудо света». Первый же построенный на этом месте мост - наплавной или, как говорили в то время – «живой». Он предназначался для прохождения барж. В конце XVI века рядом с мостом построили Всехсвятские ворота, входившие в оборонительный рубеж Белого города. Основательный мост на месте прежнего начали строить в 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича. Для этого даже был приглашён мастеровой Ягон Кристлер из французского Страсбурга. После смерти царя и мастера работы по возведению моста прекратились. Строительство возобновилось при царевне Софье в 1682 году. В конце девяностых годов XVII века работы были завершены. Мосту дали название Всехсвятский, далее Берсеневский, Новый Каменный и чуть позднее – Большой Каменный. Величественный вид моста приводил в трепет москвичей и гостей столицы. Восьмиарочный, средние пролёты, предназначенные для прохождения судов, имели ширину в пятнадцать метров, длина вдоль берега – сто семьдесят метров, а ширина- двадцать два метра. Средств на строительство моста было потрачено колоссальное количество. Мост был в несколько раз больше московских улиц, по этой причине жители почти сразу же застроили его по обе стороны. И на самом мосту, и под ним, москвичи вели активную жизнь. Но облюбовали его и преступные элементы – дурной славой пользовался один из пролётов моста на левом берегу, по вечерам там боялись гулять. При Анне Иоановне в 1731 г. демонтировали часть строений на мосту, включая мельницы. В 80-е гг. XVIII в., после очередного весеннего половодья, конструкция моста оказалась серьёзно повреждена. А в конце XVIII в было решено его снести. В 1859 г. на этом месте возвели первый в Москве металлический трёхпролётный мост.

В 1938 г. чуть ниже по течению Москвы-реки появился современный мост. Над проектом работали инженер Н.Я. Калмыков, архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус. Мост соединяет Боровицкую площадь, улицы Моховую и Знаменку вблизи Боровицкой башни Кремля с улицей Большая Полянка на Болотном острове, пересекающей Водоотводный канал по Малому Каменному мосту. Длина - с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м.

На картине «Московский Кремль утром» (1979-1986 г.с.) Ефима Дешалыта  мы видим величественную панораму столицы. Большую часть полотна занимает голубое небо с белыми облаками. Золотом переливаются купола храма - колокольни Ивана Великого в составе архитектурного ансамбля соборной площади Московского Кремля. Территория Кремля огорожена стеной со сторожевыми башнями, и утопает в кронах изумрудно-зелёных деревьев.

В левой нижней части картины зеркальная гладь Москвы-реки, над которой перекинут Большой Москворецкий мост, соединяющий Васильевский Спуск, улицу Варварку с улицей Большая Ордынка. Длина с подходами — 554 м, ширина — 40 м, высота над уровнем реки — 14 м ; трёхпролётный, монолитно-железобетонный. Возведён мост на месте старой переправы. С конца XV в. на этом месте возвели наплавной мост (от Тверской дороги к Серпуховской). В последней четверти XVIII в. построили деревянный мост. В 1870 г. мост сгорел, только через два года возвели металлические пролёты. Строительство современного моста началось в 1936 г. и в 1938 г. уже был сооружён. Архитекторами являются А.В. Щусев и П.М. Сардарян, инженер В.С. Кириллов.

Изучать многовековую историю мостов, которых насчитывается в столице более 452, интересно и познавательно, ведь сооружения показывают этапы развития инженерной мысли человека.

В фонде Тольяттинского художественного музея прекрасное собрание живописи 70-80 гг. ХХ в. , и работы Ефима Дешалыта занимают достойное место. Пройдут года, но полотна художника сохранят исторический облик Москвы восьмидесятых годов ХХ века для потомков.

Материал подготовил старший научный сотрудник - ответственный хранитель Н.С. Погорелова

  • Дешалыт Е.И. Картина Московский Кремль. 1979-1986. Холст, масло. 90х90. Ж-344, КП-693_1
  • Дешалыт Е.И. Картина Московский Кремль утром.1979-1986. Холст, масло. 90х90. Ж-342, КП-694_1

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7