22 сентября 2018 года в 16.00
Адрес: б-р Ленина, 22
12+
Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают своим лаконичным художественным языком. Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, – это важный вклад в мировое изобразительное искусство.
Если верить историкам, то традиционная китайская живопись – Гохуа – сформировалась в VII–VIII веке до н. э., а самое большое развитие получила в эпоху династии Тан.
Гохуа в переводе означает "живопись нашей страны".
Традиции китайской живописи значительно отличаются от привычных нам. Их принцип – символичность и метафора.
Картины традиции Гохуа предназначены не столько для созерцания их красот, сколько для прочтения скрытого в них смысла. А порой чтение необходимо в прямом смысле этого слова, так как рисунок часто сопровождается и иероглифическим текстом. Чаще всего это стихи. Каждый художник, пишущий в стиле Гохуа, должен ещё и владеть каллиграфией.
Гохуа подразделяют обычно на два направления: гун-би – "тщательная кисть", и се-и – "передача идеи". Гун-би отличается тщательностью линий и детальной прорисовкой. Для се-и важна мысль, вложенная в картину, её глубинный смысл, скрытый иносказательностью.
Гун-би относится скорее к академическим основам живописи с её точностью изображения и декоративностью, а се-и считают живописью интеллектуалов из-за её символичности.
Картины се-и пишутся больше по наитию, по каким-то сиюминутным озарениям. Художник работает грубой кистью в чёрных, серых и белых тонах, его работы не выглядят яркими, но обладают внутренней силой и особой искренностью.
Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали.
Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода – темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству. На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек – это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи.
Китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству. Они старались передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой, призывая слиться с ней, постигнуть ее тайны.
Лекцию читает искусствовед Лариса Москвитина.
Стоимость билета на лекцию: школьники - 100 руб., пенсионеры, студенты- 150 руб., взрослые - 200 руб.