Зихерман Шандор-Роберт Матьяшевич родился в 1935 году в г. Ужгороде. Его детство прошло в предгорьях Карпат, в городе Берегове. Первым учителем Зихермана был выдающийся украинский пейзажист И.И. Бокшай. Большое значение для определения им дальнейшего пути в искусстве имела встреча с П. Бедзиром. Первая выставка с работами Зихермана состоялась уже в 1957 г. В 1958 году, после службы в рядах Советской Армии, Зихерман поступает учиться в Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Затем переводится в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, которое окончил в 1964 г.

Творческий путь художника связан с несколькими городами нашей страны – Пермь, где он работал сразу после окончания института, гг. Львов, Элиста, Юрмала в Латвии. В 1972 г. переезжает в Тольятти по приглашению администрации города для организации культурной и художественной жизни. С его помощью в городе появились творческие мастерские, он способствовал появлению Лицея искусств, Тольяттинской картинной галереи. При нём и во многом благодаря ему открылось Тольяттинское отделение Союза художников России. В 1987 году Шандор Зихерман организовал в Тольятти первый российский симпозиум скульпторов.

Диапазон творческих интересов художника весьма широк: работает как живописец и график, создает монументально-декоративные росписи и мозаики, станковую и монументальную скульптуру, медали, занимается керамикой.

Его живопись декоративно-празднична, независимо от того, есть в ней чисто декоративный элемент или нет. Культура цвета поверяется мыслью, гармонией неисчерпаемой действительности, - от импрессионистической палитры сложных цветов до выразительной фактурности формы, раскрывающей сущность изображения. Даже к целеустремлённому осмыслению пластического конструктивизма Зихерман приходит через познание материала, когда утончённость сложных взаимопроникновений и оттенков открывает все новые красочные задачи, глубину и подвижность пространства.

Разнообразны темы плакатов Ш. Зихермана: от мобильной и действительной агитационной формы до ярких и броских афиш и буклетов. Но чтобы не изображал художник, во всём ощущается его творческая активность, чуткое отношение к проблемам своего времени.

В скульптурных работах,  заметно тяготение к монументальным обобщениям, к композиционной устойчивости, даже некоторой тяжеловесности и статичность формы, но сами работы небольшого размера. Однако, первое впечатление обманчиво. При внешней сдержанности – скульптура очень динамична. Экспрессия достигается фактурой материала – шамота – шероховатой, грубой, поглощающей свет. Грациозно-тяжеловесная пластика, напряжённые и плавные переливы выпукло-вогнутых поверхностей, с замедленным перетеканием объёмов настраивают на волну сосредоточенности и самоуглубления. Скульптуры словно бы живут своей внутренней жизнью, полной замкнутого в себе драматизма.

Полны фантазии, своеобразной игры, метафорической яркости работы из керамики, где, варьируя простейшие формы и элементы, художник создаёт оригинальные композиции. Каждая такая декоративная форма – явление, за которым кроется загадка. Необычные ракурсы, острая нервная лепка, выполненная приёмом контурного рельефа в цвете – оригинальной авторской технологии с солями и глазурями, с применением высокого обжига. Живописность бархатистого мягкого тона с графически прорисованным ритмом контуров образуют причудливую игру света и тени, деталей и фактур при общей занимательности изображения.

Предмет особого пристрастия и любви художника – медаль. Здесь он зарекомендовал себя как мастер оттенка, жеста, гримасы, мимики. Медали Зихермана можно узнать сразу: они не для нумизматической забавы, в них озарение. Ещё студентом он обратился к широким возможностям медали, чтобы увековечить память о выдающихся событиях и личностях. Мастер прибёг к старинной технике литой художественной медали, которая предшествовала чеканной и позволяла создать особую монументальность и обобщённость рельефа. Рождаются портреты приёмом свободной лепки, сохраняющей обаяние рукотворности, с активным сопоставлением объёмов. Как правило, медали делаются двусторонними, где лицевая и оборотная стороны в смысловом отношении обогащают и дополняют друг друга.

Зихермана привлекают возможности эксперимента, свобода композиционных и пластичных решений. Однако изобразительный язык органично вытекает из содержания медали.

В 1989 году вместе с семьёй Зихерман уезжает в Будапешт. Жена Зинаида Зихерман – актриса, сын Иштван – венгерский журналист, сын Золтан. Свой переезд художник объясняет так: «В свое время в Союзе мне не давали выставляться, говорили: "Вы не русский художник". Я же не знаю ни одного человека, который был бы на сто процентов русским или мордвином. Это невозможно! Во всех нас намешано столько национальностей!». Себя называет венгерским художником русского происхождения.

Вместе с женой открыли русский театр-студию при посольстве в Венгрии.

Творчество – есть состояние души, сплав труда и вдохновения. Шандор Зихерман обладает поразительным трудолюбием и одержимостью. Художник независим в своих эстетических взглядах и умеет отстаивать их.

  • Зихерман Ш.М. Медаль. К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.1966-1967. Аверс. Бронза, литьё. 8,1х7,6х2. КП-408, С-30
  • Зихерман Ш. М. Плакат. Че Гевара. Бумага, гуашь. 80х60. КП-399, Г-236
  • Зихерман Ш.М. Солидарность. Из серии Чили.1976-1977.Бронза,литьё.11,6х11,6х1. КП-404, С-26
  • Зихерман Ш.М. Плакетка. Самбо.Бронза,литьё. 8,8х7,2х0,7. КП-1587, С-54
  • Зихерман Ш.М. Мужская голова.Шамот,соли. 20,5х13,5х15,5. КП-8299, С-90
  • Зихерман Ш.М. Медаль Союзу Советских социалистических республик 60 лет. Реверс. Бронза,литьё.11,4х11,3х1,6. КП-1586, С-53
  • Зихерман Ш.М. Медаль Союзу Советских социалистических республик 60 лет. Аверс. Бронза,литьё.11,4х11,3х1,6.КП-1586,С-53
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Скрипач. 1971. Реверс. Бронза,литьё. 10,5х11,2х2,5. КП-409, С-31
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Скрипач. 1971. Аверс. Бронза,литьё. 10,5х11,2х2,5. КП-409, С-31
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Селена. 1972.Реверс. Бронза,литьё. 8х8,5х1,7. КП-410, С-32
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Селена. 1972. Аверс. Бронза,литьё. 8х8,5х1,7. КП-410, С-32
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Насилие. Из серии Чили.1976.Бронза,литьё.11х12,3х2.КП-403, С-25
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Корвалан. Из серии Чили.1975-1976.Бронза,литьё, 11х10,9х1,5.КП-407,С-29
  • Зихерман Ш.М. Медаль К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.1966-1967. Реверс. Бронза, литьё. 8,1х7,6х2. КП-408, С-30
  • Зихерман Ш.М. Медаль Дожа.1971-1972. Реверс. Бронза,литьё. 11х11х1,5. КП-401, С-23.
  • Зихерман Ш.М.Медаль Дожа.1971-1972. Аверс. Бронза,литьё. 11х11х1,5. КП-401, С-23
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Виктор Хара. Из серии Чили.1975.Бронза,литьё. 10х10,3х0,7.КП-406, С-28
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Виктор Хара. Бронза,литьё.10,1х10,3х0,7.КП-1585, С-52
  • Зихерман Ш.М. Медаль. Альенда. Из серии Чили.1975-1976.Бронза,литьё. 10х10,30,7.КП-27 С-405
  • Зихерман Ш.М. Медаль. 60 лет СССР. Реверс. Бронза, литьё 7,6х8,1х2.КП-1584, С-51.
  • Зихерман Ш.М. Медаль. 60 лет СССР. Аверс. Бронза, литьё 7,6х8,1х2. КП-1584, С-51
  • Зихерман Ш.М. Воспоминание о Юрмале. 1972. Реверс. Бронза,литьё. 9х9,2х1,2. КП-402, С-24.
  • Зихерман Ш.М. Воспоминание о Юрмале. 1972. Аверс. Бронза,литьё. 9х9,2х1,2. КП-402,С-24
  • Зихерман Ш.М. Скульптура. Голова женщины.Гипс. 48,5х35х20. НВ-84
  • Зихерман Ш.М. Пастух с волынкой.Шамот, соли, обжиг. 45х26х21. КП-8298, С-89
  • Зихерман Ш.М. Медаль Венгерским интернационалистам.1972. Реверс. Бронза,литьё. 11,5х11,7х1,6. КП-411, С-33.
  • Зихерман Ш.М. Медаль Венгерским интернационалистам.1972. Аверс. Бронза,литьё. 11,5х11,7х1,6.КП-411,С-33
  • Зихерман Ш.М. Хуторок. 1981. ДВП, масло. 47х67. КП-8473, Ж-605
  • Зихерман Ш.М. Тольятти. 1982. ДВП, масло, 49х51,5. КП-8347, Ж-563
  • Зихерман Ш.М. Сусанна и старцы. 1979-1980.ДВП,масло, 60х120. КП-8295, Ж-546
  • Зихерман Ш.М. Портрет танцовщицы Тарият.1965.Оргалит, темпера. 80х58. КП-8294, Ж-545
  • Зихерман Ш.М. Портрет В.И.Ленина и Т.Самуэли.1977-1978. Холст, масло. 110х100. КП-414, Ж-155
  • Зихерман Ш.М.Пейзаж.Холст,масло. 51х85. КП-415, Ж-271
  • Зихерман Ш.М.Осень.1985. Картон, масло. 61х85.КП-418, Ж-156
  • Зихерман Ш.М.Неизвестная.1986.ДВП,масло. 103х61. КП-8292, Ж-543
  • Зихерман Ш.М. Начатый портрет жены Зинаиды.ДВП,масло, 119х79. КП-8296, Ж-547
  • Зихерман Ш.М.Натурщица в коричневой кофте.1962.Холст, темпера.138х80. КП-8293, Ж-544
  • Зихерман Ш.М.Карпаток.1983.ДВП,масло. 81х99,5. КП-8291, Ж-542
  • Зихерман Ш.М. Девушка в красной кофте.1960. Холст, масло. 120х89. КП-8297, Ж-548
  • Зихерман Ш.М.Велосипедисты.1973.ДВП, масло.89,5х123. НВ-79
  • Зихерман Ш.М. Портрет в голубом.Iren.1972 Фанера, масло. 59х49,5. КП-412, Ж-153
  • Зихерман Ш.М. Натюрморт с наскаду.1978. Фанера, масло. 73,5х60. КП-413, Ж-154
  • Зихерман Ш.М. Девушка в красной кофте.1976 .ДВП, масло,70х50. НВ-85
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982. Фаянс, лепка, подглазурная роспись. 48,5х30х26. КП-417, ДПИ-2
  • Зихерман Ш.М. Декоративное блюдо. Шамот,соли,смешанная техника. Д-42,6, НВ-81
  • Зихерман Ш.М. Декоративное блюдо. Гребля каноэ. Шамот, обжиг. Д-61,5, НВ-80
  • Зихерман Ш.М. Декоративная скульптура. Павлин.Гончарный круг, терракота. 25х29,5х30. НВ-82.
  • Зихерман Ш.М. Голуби на крыше. 1982. Фаянс, лепка, подглазурная роспись. 41х12х20. КП-416, ДПИ-1
  • Зихерман Ш. М. Скульптура. Семья. Гончарный круг, терракота. 62,5х32х32. НВ-83
  • Зихерман Ш.М. Плакат. Футбол.1985.Бумага,темпера.70,3х100,5. НВ-71
  • Зихерман Ш.М.Плакат. В.Хара. Бумага, гуашь. 100х60. КП-400, Г-237
  • Зихерман Ш.М. Экслибрис. Всадник. 1965.Бумага, офорт. 8,5х11,5. КП-8350, Г-4441
  • Зихерман Ш.М. Театральная площадь.1986. Бумага, графитный карандаш. 49х63. КП-8356, Г-4447
  • Зихерман Ш.М. Спящая.1962. Офорт, бумага. 12х25,5. КП-8349, Г-4440
  • Зихерман Ш.М. Сидящая обнаженная. 1962. Бумага, литография. 44х29. КП-8352, Г-4443
  • Зихерман Ш.М. Портрет женщины в платке. 1987. Бумага, графитный карандаш. 63х49. КП-8353, Г-4444
  • Зихерман Ш.М. Плакат. Ю.Гагарин.Бумага, гуашь. 80х60. КП-398, Г-235
  • Зихерман Ш.М. Плакат. П.Тольятти. Бумага, гуашь. 100х75. КП-397, Г-234
  • Зихерман Ш.М. Паланга.1986. Бумага, графитный карандаш. 63х49. КП-8359, Г-4450
  • Зихерман Ш.М. Ленинградский дворик. 1959. Офорт, бумага. 14,5х11. КП-8348, Г-4439
  • Зихерман Ш.М. Клайпеда. 1986. Бумага, графитный карандаш.49,5х63. КП-8357, Г-4448
  • Зихерман Ш.М. Калмыцкая Венера. 1973. Бумага, автолитография. 44,5х57. КП-8277, Г-4432
  • Зихерман Ш.М. Ирисы. 1982. Бумага, графитный карандаш.61,5х43. КП-8364, Г-4438
  • Зихерман Ш.М. Зольное.1986. Бумага, графитный карандаш. 61,5х43. КП-8354, Г-4445
  • Зихерман Ш.М. Женщина, читающая книгу. 1987.Бумага, графитный карандаш. 49х63. КП-8351, Г-4442
  • Зихерман Ш.М. Женщина в народном костюме.1986.Бумага, графитный карандаш. 49х63. КП-8360, Г-4451
  • Зихерман Ш.М. Динара. 1987. Бумага, графитный карандаш. 63х49. КП-8355, Г-4446
  • Зихерман Ш.М. Графический лист 5.1965.Бумага, литография. 34х23. КП-395, Г-232
  • Зихерман Ш.М. Графический лист 4.Бумага, линогравюра.18,4х23. КП-394, Г-231
  • Зихерман Ш.М. Графический лист 3.Бумага, линогравюра.19х18. КП-393, Г-230
  • Зихерман Ш.М. Графический лист 2.Бумага,офорт. 25,5х15,8. КП-392, Г-229
  • Зихерман Ш.М. Графический лист 1.1964.Бумага,литография. 33х23. КП-391, Г-228
  • Зихерман Ш.М. Велосипедисты.1966. Картон, линогравюра. 29,5х41,5.КП-396, Г-233
  • Зихерман Ш.М. Берег реки.1986. Бумага, графитный карандаш.43х61,5. КП-8358, Г-4449
  • Зихерман Ш.М. Автопортрет с Музой с тенями. 1973.Бумага, автолитография. 57х43. КП-8276, Г-4431

 

Комментарии   

+1 #2 ТХМ 20.04.2018 15:06
Цитирую zoltan:
Более подробная информация о Шандоре Зихермана на его сайте: http://zicherman.eu

спасибо!
Цитировать
+1 #1 zoltan 19.04.2018 13:53
Более подробная информация о Шандоре Зихермана на его сайте: http://zicherman.eu
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Подписка на рассылку


https://www.high-endrolex.com/7

https://www.high-endrolex.com/7