В марте-апреле 2015 года в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея проходила выставка фотографии «Только пинхол!», на которой вместе с работами тольяттинцев, работающих в технике пинхол, экспонировались фотографии замечательного человека и талантливого фотографа Олега Тарасова, к сожалению рано ушедшего из жизни в 2014 г.
На выставке фотографические работы Олега Тарасова были представлены в отдельной экспозиции и по окончанию выставки были подарены вдовой мастера Янкиной Натальей Петровной Тольяттинскому художественному музею.
Фотограф Олег Геннадьевич Тарасов родился 25 февраля 1962 года в г. Красноярске. Хотя формально Олег не был профессиональным фотографом, по сути, фотография являлась его основным делом жизни. Фотографировать начал в конце 70-х годов прошлого столетия. Многочисленные путешествия, поездки по городам определили жанры, в которых снимал Олег Тарасов - это пейзаж и репортажная съемка. С приходом опыта и мастерства Тарасов стал больше интересоваться внутренним содержанием работы, чтобы на первый план выходили содержание, глубина и определенная недосказанность. Именно в этот период мастер заинтересовался фотографической техникой пинхола, которая тогда была совершенно неизвестна в Тольятти. Его фотографии в технике пинхол были опубликованы в журналах Foto&Video, Digital Camera, Russian Zoom, сетевом журнале bric-a-brac.
Для пинхола Тарасов использовал самодельные фотокамеры, сделанные из старых фотоаппаратов, используя ножницы и иголку. Принцип работы пинхола парадоксально прост и основан на законе прямолинейного распространения света. Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через крохотное отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на чувствительном к свету носителе, в качестве носителя может выступать обыкновенная фотопленка, фотобумага, и даже цифровая матрица. Чем меньше размер отверстия, тем резче будет полученное изображение. Исторически отверстие проделывалось тонкой иглой в металлической фольге (отсюда и название камеры: "pin" - острие, "hole" - отверстие).
Сам художник так прокомментировал свою увлеченность пинхолом – «Пинхол это способ показать состояние природы, состояние окружающего мира, зыбкого и неопределенного, иллюзорного, существующего, подчас, лишь в нашем воображении. Пинхол это попытка передать состояние пространства, окружающего нас. Не его отдельные части, а все в целом, общее настроение, погружение в поток. Когда сначала не замечаешь мелких частиц, а чувствуешь только общее течение и только потом начинаешь различать отдельные струи в общем потоке. Мне нравится непредсказуемость результатов при съемке пинхолом. Тут есть тайна, которая отсутствует при использовании цифровой техники».
Перед Олегом Тарасовым открылось новое неисследованное измерение, совершенно не замечаемое в обычной жизни - измерение времени. В работах мастера - «Снежная тишина. Преображенский собор в Тольятти» 2006 г., «Желтое такси» 2006 г., «Муравьиные острова. Тольятти» - триптих 2006 г., «Берег в селе Ягодное» 2006 г., «Село Ягодное» 2006 г., «Камни на берегу» 2007г. и других - время становится осязаемым, оно начинает жить в каждой фотографии. И это вовсе не те доли секунд, которые обычно эксплуатируются при спортивных съемках или съемках с проводкой.
Работая с пинхолом, Олег Тарасов имел дело с настоящим временем, с минутами и часами, переходящими в вечность.
Москвитина Лариса,
искусствовед, замдиректора по научной работе
- Тарасов О. Г.Муравьиные острова.Тольятти. Центральная часть триптиха.Глянцевая фотобумага, пинхол, цветная печать.30х30.ХФ-246, КП-8765
- Тарасов О. Г.Муравьиные острова.Тольятти.Левая сторона триптиха.2006.Матовая фотобумага, пинхол, цветная печать.30х30.ХФ-251, КП-8770
- Тарасов О. Г. Берег в селе Ягодное.2006.Матовая фотобумага, пинхол,цветная печать.30х30.ХФ-248, КП-8767