7 апреля 2023 года в 18.30
Место проведения: Отдел современного искусства ТХМ
г. Тольятти, ул. Свердлова, 3
12+
Винсент Виллем Ван Гог, который подарил миру свои «Подсолнухи» и «Звездную ночь», был одним из величайших творцов всех времен. Небольшая могила в сельской местности Франции стала местом его упокоения. Он уснул навеки среди тех пейзажей, которые оставил на своих известных картинах. Ван Гог - художник, которого никогда не забудут. Ради искусства он пожертвовал всем... «В цвете есть нечто от восхитительной симфонии». За этими словами стоял творческий гений. Более того, он был умным и чувствительным. Всю глубину и стиль жизни этого человека часто толкуют превратно. Ван Гог, биография которого внимательнейшим образом изучается многими поколениями, является самым непонятным творцом в истории искусства.
Винсенту Виллему Ван Гогу, умершему в возрасте тридцати семи лет в 1890 году, принадлежит одна из самых коротких творческих карьер в истории искусства. Она продолжалась только десять лет, и из них первые четыре были почти исключительно посвящены рисунку. Но объем его наследия удивителен. Сохранилось около 1700 его работ: почти 900 рисунков и более 800 живописных полотен. За свою жизнь он продал одну картину (за цену эквивалентную 80 долларам), речь идет о полотне «Красные виноградники в Арле», которое сейчас находится в Музее им. А. С. Пушкина в Москве, и среди последних написанных им слов был вопрос: «А какая в этом польза?» Польза стала очевидной через 25 лет после его смерти. Вместе с Полем Сезанном, Жоржем Сёра и Полем Гогеном Ван Гог считается сейчас одним из основоположников современного искусства.
Его творчество было попыткой упорядочить мир, оно дало ему возможность примириться с враждебной действительностью и с раздирающими его внутренними противоречиями. Ван Гог противостоял непостижимости мира со страстной убежденностью, с теоретически обоснованным взглядом на вещи, свойственным художнику. Он не ставил перед собой задачи укрыться от реальности и не стремился сознательно занять позицию страдальца в жизни, напротив, он был неистово увлечен идеей воплотить мир в ярких, осязаемых образах.
Творчество Ван Гога глубоко интимно. За исключением его соотечественника Рембрандта, ни один из великих художников не создал такого количества автопортретов (более сорока). Его пейзажи, фигуры, интерьеры и натюрморты также в определенном смысле автопортреты. Это был его метод - молниеносно переплавлять то, что он видел и ощущал, в свои личные откровения. Его цвет и его тепло столь мощны, что разглядывание его картин подобно созерцанию синих, желтых и оранжевых языков пламени за внезапно открывшейся дверцей печи. Мало кто обладал такой способностью отдавать любовь и желать ответной любви.
Но как это ни печально, он мог выразить свою любовь только в искусстве. Пытаясь проявить свои чувства по отношению к другому человеческому существу, он встречал только непонимание или враждебность. «Можно иметь горящий очаг в своей душе, - писал он, - и все же никто не придет посидеть у него. Прохожие видят только легкий дымок, поднимающийся из трубы, и продолжают свой путь».
Стоимость билета на лекцию: 200 руб. Действует Пушкинская карта.